6 циркулей Восточной дороги; №5: Черняховск
При прокладке Восточной железной дороги (до Кёнигсберга в 1853 году, до Инстербурга 4 июня 1860 года) депо на станции не было, как и вообще постоянных построек: первый поезд принимали во спешно возведённом фахверковом сооружении. На картах города депо появляется в 1889 году.
Второй ход Восточной железной дорог, в обход перегруженного кёнигсбергского узла через Алленштейн (1871), стал не первым расширением железнодорожного узла, ему предшествовала ветка на Тильзит (1865); не стал и последним — в 1879 году открылось движение на Гольдап. Подобная интенсивность движения уже насущно требовала обширного обслуживающего хозяйства: веерное депо по соседству с циркульным видно на картах уже 1905 года.
Отказ от поворотных кругов внутри здания объясняют габариты шедших на осмотр паровозов: под купол, в круг его 16 колонн, помещались лишь 15 машин с межосным расстоянием до 11,50 м, а таких к рубежу веков на магистральных линиях почти что и не оставалось. Аналогичное депо в Берлин-Руммельсбурге именно с этих лет и до 1990-х использовали лишь для малых машин — Калининградская железная дорога закрыла свой купол в эти же годы.
Неизвестно, сохранился ли в на ул.Железнодорожной №15 поворотный круг.
Сплошные пруты-диагонали шведлеровского купола, без натяжных колец, и составные, из уголков, профили его рёбер заставляют датировать постройку до 1875 года. О том же говорят и подпружные фермы внешнего нефа, и шестигранные филенчатые цоколи чугунных колонн. Общий пролёт зала, превышающий 25 м, заставляет сдвинуть проект на не ранее 1870 года, а строительство на 1871—1873 годы.
Позднейшей встройкой три отсека депо были выделены в особые двухэтажные мастерские, «дом в доме». Утратились вентиляционные трубы, отмечавшие каждое паровозное стойло: вероятно, это произошло при замене кровель, лёгких толевых по деревянной обшивке.
Другим отклонением от проекта была постройка отдельной, без соединительного перехода, водокачки (№13), со службами в нижних этажах. К ней в ряд пристроена целая шеренга полутораэтажных домов железнодорожных служащих (№№1—9), до самой площади Черняховского.
Несмотря на перестройки и утрату частей покрытия, памятник истории — купольное депо вполне сохранило свои характер и конструкции, являясь единственным представителем подобной типологии в России.
«инстерГОДом»-2011 предусмотрены обследование и обмер здания.
Использованы изображения, любезно предоставлены Анной Булановой и Гансом Кюнхеном. comments powered by HyperComments