Лютерова церковь

Автор: администратор

Центром и узловой точкой старого Инстербурга была церковь Мартина Лютера, завершавшая, в конце Старого рынка, дорогу из Кёнигсберга. Город начинался и заканчивался ею, за алтарной стеной непосредственно начиналось небо: склон резко уходил вниз, к заливным лугам Анграпы, и ни одно здание не нарушало эту перспективу своей крышей.

Центр Инстербурга Церковь Мартина Лютера в Инстербурге Вид Инстербурга с востока Пожар Инстербурга Пожар Инстербурга

Пережив войну, утратив всё свой шпиль, своё окружение, колосс был превращён в цех, сперва одного, потом другого производства — а по Генеральному плану 1975 года и вовсе снесён чтобы уступить место новому социалистическому общественному центру:

«Общественный центр размещается в районе паркового пруда и живописного берега Анграпы. На центральной площади будут построены Дом советов, Дом связи, 12-этажный жилой дом с помещениями для центральной сберкассы и книжного магазина. В центре площади будет воздвигнут памятник В.И.Ленину. В западной части площади разместятся четыре высотных здания, из которых два появятся в 10 пятилетке. С востока площадь охватят три высотных здания и фирменный магазин «Рыба».»—

вероятно, «рыбе» её и пожертвовали. Излишне говорить, что построена она не была.

Место лютеровой церкви Место бывшей лютеровой церкви Место лютеровой церкви Место лютеровой церкви

Зато Лениных было целых два!

Ленин на Старом рынке Ленин на Старом рынке

Участник «Инстерфеста»-2008 Александр Стругач предлагает построить на месте исчезнувшего храма «Мемориум», вместилище памяти о нём. Лютеранская община города, вместе с землячеством, стремится вернуть месту церковный смысл. Одной из задач коллоквиума станет решение вопроса Старого рынка в целом, ведь утрачен не только градообразовывавший храм, но и застройка, его обрамлявшая, и опустелый бывший рынок бесформенно скатывается к пруду.

comments powered by HyperComments
Maikl Boch
2010-02-23 12:01:43
Я думаю, что от болтовни и полетов над крышами Инстербурга надо переходить к практическим действиям. Не надо объяснять, что развиваться темпами 20-х годов прошлого столетия этот город не будет - нет для этого ни политических, ни экономических и что самое грустное культурных предпосылок. Но сначала преамбула. Позволю себе высказать некое мнение, возникшее в результате анализа определенных событий истории. Что такое религия? В каждую эпоху ей определялась одна и та же роль – роль сдерживающего механизма в управлении государством, силы, удерживающей массы в повиновении дабы « не буйствовали и не брались за вилы...» Ввергнутое в пучину небытия в те самые 20-е годы православие и подмененное другой религией - коммунистической, в настоящее время проявляется после ухода последней, как гриб, выросший не на том месте там, где его совершенно не ожидали. Аномалия? Можно сказать и так. А скорее всего как нездоровая экология, которая демаршем идет по планете, лжеправославие вклинивается в сознание отдельных особей, в виде желания во что бы то ни стало, в кратчайшие сроки реализоваться на том пространстве, которое в общем-то не занято, несмотря на уже исторически существующую ауру. Обратите внимание, какими методами православие восстанавливается в настоящее время. Восстановление происходит: за счет собственных средств (беспошлинная и не облагаемая налогами и акцизами торговля – с чего вдруг такие поблажки?), финансирование за счет государственных! инвестиций (под любым благовидным предлогом – восстановление храмов и т.д. и т.п.), пожертвований прихожан(1-2%!). Хотя официально церковь (любая!) отделена от государства на территории РФ. Напрашивается один вопрос, а зачем это государству? Читай второй абзац! И как следствие нормотворческий документ - Постановление Правительства РФ от 30.06.2001 г. №490, рекомендует передать религиозным организациям имущество религиозной направленности, находящееся в оперативном управлении у Федерации, муниципалитетов религиозным конфессиям (и.т.д. и т.п.). Но как в недавнем прошлом: Пишем Сталин, подразумеваем Ленин и наоборот. Все чехом передают православной конфессии! По крайней мере, на территории Калининградской области. Политика искоренения всего «чуждого русскому духу» продолжается. А как иначе, ведь титульная нация вся сплошь, прямо таки подвержена православию. Не верю! Как и не верю в набожность России (читай - народ), позволившей в 20-х годах уничтожить большинство памятников и реликтов православия, как будто его и не существовало вовсе. В душе. Но теперь вернемся к нашим, так сказать, баранам! Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.06.2001 г. №490 в январе месяце года 2010 появилось постановление главы администрации МО «Черняховский муниципальный район» о передачи имущества – кирх, их останков, находящегося на территории Черняховского района православной церкви! Ну как, сильно? Одного не могу понять, зачем православной церкви руины? За чей счет она решила их восстановить? Или просто «метит территорию»? Сразу оговорюсь, Черняховский район не единственный в своем роде, наверняка такая же участь постигла и другие районы области. Жадности ее, т.е. православной церкви, остается только позавидовать, следом передается, чтоб вы думали? Замок Георгенбург! Да, что там уже, замок Инстербург , точнее то, что от него осталось тоже забирайте, до кучи! Но эмоции в сторону! Вот я плавно и подошел к основной теме – градообразующему объекту Инстербурга –Лютеранской кирхе, ради чего, собственно и был весь предыдущий сумбур. Предыстория. Осенью прошлого года Лютеранская община Калининградской области обратилась в муниципалитет с просьбой выделить земельный участок под строительство лютеранской кирхи. Начались долгие поиски участка, подходящего по параметрам и требованиям. Было рассмотрено несколько вариантов и самым подходящим оказался вариант земельного участка бывшей Lutherkirche. Лютеране схватились за идею восстановления (было выставлено администрацией МО «Черняховский муниципальный район») Lutherkirche. Начались переговоры в Северо-Западным пробством , с пробством Германии. Глава района также поддержал эту идею. Но вот в чем закавыка, не должно в центре города быть лютеранскому храму! Надо отдать должное одной набожной натуре, подсуетилась. Хотел обойтись без персоналий, но без деяний лже-архитектора города – Галины Прокопчук тут не обошлось. Это с ее подачи состоялся довольно жесткий разговор главы района с Отцом-настоятелем Святомихайловского храма в г. Черняховске – Иосифом. Напомню, что Святомихайловский храм уютно расположился в центре города в бывшей реформаторской кирхе Лютеранской общины Восточной Пруссии и съезжать не собирается. Сегодня вопрос восстановления Lutherkirche практически закрыт. На совместном заседании представителей администраций Черняховского района и Черняховского городского поселения определена процедура возможного строительства кирхи – публичные слушания! И не обольщайтесь! На 80% уверен победит не здравый смысл, а нечто иное! А ведь может быть и так, в случае появления восстановленного, пусть и не в том виде, но в тех же параметрах храм решит несколько задач, в том числе и политических, первая: воссоздание исторической доминанты города, которая определит в свою очередь дальнейший путь воссоздания исторической части города; вторая: привлечение инвестиций из-за рубежа для воссоздания облика города! третья: позволит развить многоконфессиональность на территории региона, в том числе лютеранскую, исторически связанную с Россией 400-летней историей; четвертая: позволит укрепить доверие европейского сообщества к российскому анклаву и России в целом, упрочит деловые и экономические связи между двумя государствами – Россией и Германией. Верю, в разум людей живущих и приложу все силы для реализации данного проекта. В каком функциональном значении это будет – второй вопрос, думаю общество готово на компромиссы.
администратор
2010-02-23 12:15:53
Михаил, нельзя, конечно, не порадоваться, что вы столь близко воспринимаете к сердцу проблематику Лютеровой церкви и возможности либо невозможности её воссоздания, но не могли бы Вы, в будущем, писать более сжато? По существу же замечу, что именно развёрнутая публичная дискуссия может и должна привести к правильному решению по вопросу городской... не доминанты, нечего тут доминировать, а скорее - городского венца! Ни в коем случае не спеша, следует составить такой образ, чтобы в здании нашли себя все горожане, как, собственно, это и бывало в древние века: церковь была и ратушей, и судом, и культурным центром, и местом встреч - и в России, и в Германии. Потому порыв Ваш следовало бы перенаправить: вместо "как нам спастись от катехизации", к "как нам построить главное здание нашего города". Вопрос непростой, и долгий, за пару дней не решаемый. Можно надеяться, что работы "инстерГОДа" послужат его развитию.

Спонсоры: