Зелёное наследие Черняховска

Автор: администратор

Вводный доклад, прочитанный профессором Юргеном Венцелем при открытии ландшафтного семинара.

„Культурное наследие Инстербурга как источник развития Черняховска“ — эта тема «инстерГОДа» обозначает смелый и необходимый проект. Возможность отождествления себя с местом и знание его истории, являются предпосылкой для того, чтобы воспринимать это место как родину, ценить и поддерживать его наследие и нести за него ответственность.

Однако речь идет не только о том, чтобы жителей города примирить с их окружающей средой,  но еще сделать так, чтобы у города было бы будущее. Экономическая база Черняховска мне пока неизвестна. Когда-то лошади были богатством и славой  восточной Пруссии. Новый Георгиенбург продолжает  прошлое Инстербурга как восточно-прусский центр коневодства и конного спорта межрегионального и интернационального значения, попытка явно удалась.

Когда-то лошади были богатством и славой  восточной Пруссии.

Конная скульптура на не существующем более турнирном поле в Инстербурге.

Новый Георгиенбург — центр коневодства и конного спорта межрегионального и интернационального значения.

Ландшафт в прошлом был одним из самых плодородных в Германии и Инстербург являлся сельскохозяйственным центром. Какое значение имеет ландшафт сегодня?

Ландшафт в прошлом был одним из самых плодородных в Германии

Какое значение имеет ландшафт сегодня?

Явление города, его культуры  сегодня один из немаловажных факторов его позиции в международной межгородской конкуренции за инвесторов. Черняховск обладает обширным цельным городским образом 19 века, интересной топографией и  исторической застройкой, старый центр, правда, нарушен.

Вильгельмштрассе вчера и сегодня

Вид на высокий берег Анграпы в начале 20 ого века и сегодня

Водонапорная башня в прошлом  и сегодня

Вид на город в начале 20 ого века с птичьего полета

Площадь Старого рынка  в прошлом и площадь Ленина сегодня.

Замок Инстербург в прошлом  и сегодня

Одним их важных ресурсов города считаются сегодня также его творческие, богатые идеями люди. Ежегодные фестивали в замке, но особенно Инстергод являются теми импульсами, которые сделали Черняховск известным. Я желаю всем вам еще больше таких людей, как Оглезнев, Иванова, Смирновы, Козлов, Сухин и, разумеется, инвесторов, таких как в Георгиенбурге. Также более скромные инициативы как, например, проект Владимира Зимина для велотуристического клуба «Вело-Инстербург» городская администрация должна принимать и поддерживать.

Во время недавно прошедшего строительного Коллоквиума вы обсуждали, как поддержать историческую застройку — с большим резонансом и успехом, как я слышал. Дмитрий Сухин привлек ваше внимание к выдающемуся немецкому архитектору послевоенного периода Ханца Шаруна, который в Инстербурге начал свой профессиональный путь и здесь остались  некоторые из его построек. Я хотел бы ваше внимание переключить на зеленые пространства Инстербурга, они тоже особенные. Период, в который они появились, это первая треть 20 ого века, был золотым для планировки свободных пространств и парковой архитектуры в Германии. Никогда, ни до этого периода, ни после эта планировочная специализация не имела более такого успеха как в те годы. Основанием для этого было воодушевление натуралистическим реформаторским движением того  времени, которое пропагандировало простую и здоровую жизнь на природе и с природой. Жизнь и выезд на природу, вегетаризмус, народная медицина и спорт получили высокую оценку у населения, другой причиной были социальные реформы, проводимые  наконец-то пришедшей к правлению после первой мировой войны социал-демократической партией. Бургомайстером  Инстербурга тогда был смотрящий далеко вперед, деятельный человек Доктор Розенкранц. Уже в 1917 году он создал дирекцию садов и назначил ее руководителем молодого Хуго Кауфмана, который оставался на этом посту 14 лет.

Хуго Кауфман в своем кабинете

Кауфманн фундаментально перепланировал структуру городских свободных пространств,  большой городской парк, например его пруды, и городские парки, городское кладбище. Он также заложил новый городской парк и, также, новую открытую купальню на реке, ставшую сразу после реализации, высоко посещаемой и одно из известнейших в профессиональном мире турнирное поле для конного спорта.

Карта  Инстербурга до деятельности Кауфманна.

Открытая купальня

Турнирное поле для конного спорта после реализации проекта Г.Кауфманна и в настоящее время

Кауфманн основал городское садовое хозяйство и профессиональный класс для садоводческого образования в промышленном училище, а также разбил ботанический и зоологический сады. В скором времени деятельность Инстербургской дирекция садов стала образцом для подражания  того периода. Лишь немногие немецкие города могли предложить нечто подобное.

Я много лет исследовал 20е годы и деятельность  значительного немецкого ландшафтного архитектора этого периода Эрвина Барта, который большую часть  времени работал в Берлине. В основе Эрвин Барта успеха был две предпосылки: он получил образование в двух тогда  старейших и известнейших в Европе высших  заведениях Берлина и Потсдама, где трудились выдающиеся преподаватели.  Затем как молодой выпускник он неоднократно работал у ландшафтного архитектора, руководителя департамента садов и парков, Юлиаса Трипа в Ганновере, который обладал прогрессивного взглядами на свою профессию. Трип не хотел более заниматься созданием зеленого орнамента для прогулок горожан, а желал внести своей. работой социальный вклад в градостроительство. Когда я начал изучать деятельность Кауфманна,  меня удивили параллели и подобие с работами Барта. Барт как и Кауфман, обладали той же уверенностью в социально-гигиеническом и социально-педагогическом значении их профессии, это объясняет их профессиональную отдачу, силу их убеждений, их способность отстоять свои идеи. Оба  понимали их работу как санирование города, демонстрировали понимание связи формы с функцией, владели общей  строгостью форм и похожей графикой. Сходство и параллели, однако, не удивительны и не случайны, так как Кауфманн закончил не только те же известные высшие школы в Берлине и Потсдаме, что и Барт, но также, как я определил, он работал с департаменте под руководством Триппа в Ганновере, к тому же в тот же период, когда Барт туда неоднократно устраивался на службу. Предположительно, они были персонально знакомы. Два примера должны подтвердить предположение о сходстве, хотя пока я имел возможность обращаться лишь к немногим  публикациям Кауфмана, так как я только начал изучать его биографию.

В старинном городе ганзейского союза Любеке один учитель уже в 1905 году обратил внимание городского управления на то, что обычные школьные зеленые газоны не позволяют проводить занятия для олимпийский спортивных дисциплин. После многолетних дискуссий молодой ландшафтный архитектор Барт в лесном массиве Любека мог заложить первый общественный школьный спортивный комплекс.

Спортивный комплекс состоит из многих спортивный полей для игры в мяч, окружен беговой и велосипедной  дорожкой, турнирной площадкой со зданием для инвентаря, маленькой трибуной и детской площадкой, построен по соседству с древесным питомником.

После осуществления проекта работа Барта была опубликована  в журнале «Садовый мир» в 1914 году и стала известна специалистам.

Буниамский двор. Проект спортивный центра для школ г. Любека ландшафтного архитектора Эрвина Барта

Турнирное поле и санный спуск школьного спортивного центра в г. Любек

Кауфманн построил свой спортивный и молодежный парк между 1917 и 1920 годами и опубликовал эту работу в Садовом мире в 1920 году. По проекту Кауфмана  670 м длиной беговая дорожка, как и в проекте Барта, окружает площадки для игры в мяч. Для большой трибуны и центральной постройки был с успехом использован существующий рельеф. Для театра под открытым небом тоже существует пример работы Барта. Летний театр должен был в холодном климате восточной Пруссии также недолго функционировать, как и в Берлине.

Топографический план и существующие спортивные площадки до строительства спортивного парка.

Молодежный и спортивный парк  в Инстербурге. Проект руководителя городской садовой дирекции Кауфманна.

Mолодежный и спортивный парк  в Инстербурге. Проект руководителя городской садовой дирекции Кауфманна. Перспектива  с птичьего полета с северо-западной стороны.

Вид на спортивный центр с птичьего полета  после реализации.

Двойной ряд беговых дорожек, как и в проекте Барта, окружает площадки для игры в мяч (после постройки и сегодня)

Трибуна и здание спортивного центра (после постройки и сегодня)

Театр под открытым небом

В то время как богатый Любек для этой новой задачи спортивного школьного комплекса выделил мало денег, Кауфман в Инстербурге располагал значительной суммой, т.к. в необходимости таких инвестиций никто не сомневался. В наше время Директор городского стадиона «Прогресс» Николай Луценко, благодаря которому центральный стадион сохранен и ухожен, ищет инвесторов для реконструкции остальной территории спортивного комплекса.

Германии угрожала революция. Правящая социал-демократическая партия должна была быстро предпринять эффективные действия с тем, чтобы ее  значительные успехи стали заметными. Это она могла сделать через озелененные общественные пространства, которые, как сказано, вызывали высокую оценку у населения. Инвестиционные затраты, потребность в материалах и технике были относительно небольшими и можно было на строительных работах занять необразованных рабочих. Поэтому устройство парков, общественных свободных купален, игровых и спортивных площадок  были важной демонстрацией продуманной успешной политики. Один из первых, кто это понял, был руководитель дирекции садов и парков г. Шарлоттенбурга Эрвин Барт. Он был назначен на этот пост соседнего с Берлином города в 1912 г. Шарлоттенбург тогда считался одним из богатейших прусских городов, в 1920 г. он был присоединен к Берлину и стал одним из его административных районов. Кроме того в тот период в Шарлоттенбурге проживала большая колония первой волны эмиграции. Владимир Набоков, например, зарабатывал себе там на жизнь как тренер по теннису.

Перед 1914 г. спекулянты по недвижимости собирались застроить берег небольшого озера, находящегося на окраине Шарлоттенбурга, так как на участки, выходящие к воде, был особенно большой спрос.

Проект городской администрации по застройке береговой зоны Литценского озера.

На изображении видно, что по плану застройки 1912 г. береговая линия отдана частным застройщикам, и большая часть участков доходит до воды. Озеро разделено одной из главных городских магистралей на две части, прогулочная дорожка вокруг озера не предусматривалась и пешеходной связи тоже. Для общего пользования было оставлено лишь небольшое зеленое пространство на берегу между участками.

Непосредственно по окончанию первой мировой войны молодой руководитель дирекции садов и парков использовал всеобщую апатию и провел новый план застройки, которая предотвращала вырубку существующих  деревьев. Он реализовал без больших денежных затрат, с использованием строительного мусора и труда безработных великолепный маленький парк.

Проект руководителя городской дирекции садов и парков Эрвин Барт по разбивке парка на берегу Литценского озера. Вверху: перспектива большой игровой лужайки

план её же

По проекту Барта береговая линия была строго прорисована и укреплена,  на северном берегу застройка не предусматривалась, а задумано несколько тематических садов и один большой каскад. Одна единственная ровная поверхность была запроектирована под игровой газон. Несколько лет назад инспекцией по охране памятников была проведена реставрация каскада. На настоящий момент он закрыт, его перестраивают по экологическому принципу. Две части озера были связаны между собой под Кантштрассе узким проходом. На более обширный туннель после войны не было денег.

Проект одного из тематических садов, задуманного  как подход к воде между существующей застройкой с южной стороны озера.

Вид после реализации одного из тематических садиков.

Проект западного входа в парк, спроектированный  как каскад.

Перспектива западного входа в парк

Каскад сразу после реализации и после реставрации на сегодняшний день

Западный вход в парк и вид на каскад с противоположной стороны озера.

Узкий  туннель под Кантштрассе, связывающий две части озера.

Проект тематического сада с детским бассейном

Вид на детский бассейн в одном из тематических садов сразу после реализации и сегодня.

Один из тематических садиков сегодня.

Один из тематических садиков сегодня.

Прокат лодок, ресторан и кофейная терраса.

Вид на озеро с кофейной террасы.

В связи с открытием парка пресса с энтузиазмом сообщала «о праздничном цвета аметиста поясе из ириса, проходящему по берегу озера, о склоне, засаженным розами и светящийся  разными цветами; о благоухающих группах сирени и жасмина»; и напечатала фото со счастливыми детьми. Парк был открыт в 1920 году и в том же году опубликован. Он сегодня по-прежнему не утратил своей популярности среди горожан. В последние годы отдельные его части отреставрированы инспекцией по охране памятников, например, большой каскад. Надо заметить, с 80-х годов инспекция охраны памятников повысила свое значение и влияние.

На этом месте предлагается небольшое отклонение в сторону от анализа работ Барта. Несколько годами ранее с большой любовью вблизи моего дома в Берлине была отреставрированная площадь Виктории Луизы. Площадь мощения вокруг фонтана была увеличена за счет цветочных клумб. На нескольких языках на каждом участке газона было установлено объявление о запрете хождения по газону. Было опасение, что городская молодежь не обратит внимание на отреставрированную площадь, однако оно не подтвердилось. Только использует молодежь это пространство по-другому, как видно на илл.41. Инспекция по охране памятников должна проводить точные проекты реставрации, однако она не должна быть догматичной.

Мощение  вокруг фонтана, заменившее цветочные клумбы по проекту реставрации площади Виктории Луизы в Берлине.

C любовью отреставрированная площадь Виктории Луизы в Берлине. Деталь.

Использование молодежью пространства отреставрированной площади Виктории Луизы в Берлине

Инстербургский руководитель городской дирекции садов парков  в первые годы своего нахождения на этом посту создавал главное городское кладбище и молодежно-спортивный парк. После этого он посвятил свою деятельность внутреннегородскому озеленению, куда вошла система прудов. Эта запруда реки Чернуппы была разбита немецким орденом в 14 веке,  она обеспечивала работу мельниц и разведение рыб, и до 1905 г. она служила для спуска сточных вод развивающегося поселения.

Карта с системой прудов до проведения работ под руководством Кауфманна.

Пересохший Замковый пруд до работ по перепланировке

Дамба на Кенигсбергской улице

План перепланировки Замкового парка и стрелковой долины для Инстербурга. Проект Кауфманна

Кауфман построил новый современный мост с проходом под ним.

Ров, связывающий пруды, и мост во время строительства. Черта отмечала будущую линию зеркала воды

В Инстербурге были очень популярны зимние катания на коньках. При перепланировке по проекту Кауфманна водоемам была предана такая форма, которая позволяла практиковать различную технику катания на коньках: беговое по кругу, скоростное катание, танцы на льду, школу катания и хоккейные игры. Здание зимнего клуба в стиле «исторической стилизации» Кауфман хотел разобрать и на его месте построить новое современное здание.

Катание на коньках на Гавенишском пруду. Справа: здание зимнего клуба.

Гавенишский пруд после перепланировки

На фотографии Гавенишского пруда можно распознать строгую геометрию его формы.

По проекту Кауфмана на южном берегу замкового пруда посадки тополей должны были закрыть индустриальное здание. На противоположном берегу стриженые деревья образовывали прогулочную береговую аллею.

Продольный и

поперечный разрезы замкового пруда

Кауфманн очистил пруд от ила и заполнил этим илом ( 110 000 м3 ), перемешанным с мусором и торфом, топкие береговые зоны, а затем засадил их. Берег был укреплен двойным рядом сосновых стволов, расстояния между которыми были заполнены песком.

Укрепление берега Замкового пруда рядом сосновых стволов

Береговая прогулочная зона замкового парка после окончания работ по перепланировке

Ось Замкового пруда и береговая прогулочная  аллея

Вид из-под моста на Замковый пруд с новыми посадками вдоль берега

Вид на мост со стороны Гавенишского пруда и связывающий пруды ров

Ось Гавенишского пруда сегодня. Его четкая геометрическая форма еще узнаваема, но береговые прогулочные аллеи больше не существуют

Проход под мостом сегодня.

Большая часть водной поверхности замкового пруда была также задумана для зеркального отражения замка, вместо которого сегодня отражаются руины.

Бывшая кожевенная фабрика на берегу замкового пруда.

В Стрелковой Долине Кауфманн использует существующие зеленые насаждения, превращает болотистую низменность в небольшой пруд, регулирует проточность воды, строит дороги, разбивает детскую площадку и таким образом создает из заброшенных и одичавших посадок небольшой парк. Кауфманн, также как и Барт, на работах задействовал труд безработных. Строительство было окончено в 1928 г., в 1929 г. проект был опубликован в «Садовом искусстве».

План парковой оси

Парковая ось после осуществления и сегодня

Аллея вокруг Бахерского пруда после реализации по проекту Кауфмана и парковая дорожка  вдоль поляны на  месте бывшего пруда сегодня

Ров в Стрелковой Долине с регулируемой проточной водой после реализации и в наши дни

Детская площадка и ее современные руины

Уже показанные примеры доказывают, что тогда действовали два брата по духу. В честь Эрвина Барта в Берлине была названа площадь, устраиваются выставки его рисунков и искусствоведческие  экскурсии к его постройкам. Его произведения были отреставрированы инспекцией по охране памятников и за ними ухаживают. Его творчество я описал в научном труде на 500 страниц (см в примечании). Я думаю, что ландшафтные произведения Кауфманна тоже заслуживают уважения и признания. Облик города Черняховска только выиграет, если его памятники зеленого строительства будут отреставрированы и ухожены.

Сегодня культурное значение городских свободных пространств имеет высокое значение, с другой стороны его функции структурирования города, акцентированные в предыдущий период градостроительства, модифицируются сегодня на экологической основе. Рядом с сохранением культурного наследия актуальным становится также творческое развитие системы зеленых пространств. Темой Инстергода стало историческое наследие города. Именно  поэтому данному аспекту я посвятил мой доклад. Однако для города такой же  важной составляющей, как охрана наследия, является его дальнейшее развитие. В нашем случае зеленое наследие города может стать основой плана озелененных пространств. Этот планировочный документ должен определить цели развития систем парков и спортивных территорий, кладбищ, общественных пространств (например, городских площадей), зеленых коридоров и связей с окружающей город природой.

Этот документ должен не только содержать использование, тип растительности и  городскую экологию, но также давать предложения, например, по мощению, городскому освещению и мебели, системе велосипедных дорожек и, в заключение, по приоритетам.

Карта иллюстрирует идею взаимосвязи  Инстербурга  со  структурой зеленых пространств вокруг него. Идея  существовала уже в 20— нач. 30-х годов.

Следующая важная тема, которая в рамках этого доклада не может быть рассмотрена, касается воссоздания Дирекции садов и парков как планировочной и принимающей решения инстанции и образования специалистов по созданию проектов и по уходу за зелеными территориями.

В заключении я хотел бы обратить внимание на еще одну общую черту двух вышеупомянутых авторов: оба пострадали от национал-социалистического режима. Эрвин Барт на высшем этапе своей деятельности в 53 года застрелился. Это произошло в год прихода Гитлера к власти в 1933 году. Сын Эрвина Барта предполагает, что его до этого довели нацисты. Хуго Кауфман в 1931 году стал руководителем департамента садов и парков города  Магдебурга. В 1938 г. национал-социалисты прогнали его из департамента из-за идеологического недоверия к нему.

Магдебургский отдел садов и парков празднует  2013 году свой 150-летний юбилей, и он поставил своей задачей сделать проекты Кауфмана известными и почетными.

В 2017 году Дирекция садов Инстербурга празднует свой 100.летний юбилей. Возможно, городу удастся до этой даты реализациям Кауфмана придать прежнюю красоту. Я охотно готов вам в этом помочь.


„Heimat, Natur und Weltstadt. Leben und Werk des Gartenarchitekten Erwin Barth“, Dietmar Land, Jürgen Wenzel, Leipzig, 2005.

Оставить комментарий






Спонсоры: