«Реконструкция блокированного жилого дома в жилмассиве»

Автор: администратор

Доклад, не прочитанный Вильфридом Вольфом в течение коллоквиума.

Практика ухода за памятниками или: как правильно узнавать, понимать и изменять здания

1. Вступление

Этот доклад будет посвящён зданию, не вошедшему в учебники архитектуры; зданию, не бывшему ранней работой гения — Вагнера, Гропиуса или Шаруна.
Этим докладом мне хотелось бы дать общее представление о методике нашей работы, о том, как мы обращаемся с постройками. Именно поэтому ему и дан такой подзаголовок: «как правильно узнавать, понимать и изменять (существующие) здания».
Речь идёт о рядовом здании в обоих смыслах слова, о блокированном доме постройки после Первой Мировой войны. Архитектурно и конструктивно домик прост и экономен. Он стоит в одном из множества жилых посёлков, возведённых в те годы. Организационно и финансово этот посёлок был товариществом, как и те жилмассивы классического модернизма, что сейчас занесены в списки Всемирного наследия.
Я опишу путь, пройденный от заявленного желания заказчика сделать что-либо с его домом, через обследование конструкций и проект — до осуществления запроектированного: как удаётся в заявленных жёстких рамках правил и обременений в должной мере соответствовать ожиданиям как заказчика, так и закона и — законы ведь выпущены не как самоцель! —, в конечном счёте, требованиям общественного наследия. Как можем мы сохранять ценное строительное наследие (качество памятника лежит, бесспорно, в его вещественной ненарушенности) и давать ему новую жизнь?

2. Знакомство с объектом

Давайте познакомимся с предметом работы.
Мы находимся на восточной окраине Берлина, типичном районе одно- и малосемейных домов. Дом, о котором пойдёт речь, второй слева на снимке, сблокирован с соседними. Его ширина почти 6 метров, глубина — около 10 метров; в нём подвал, два этажа и чердак, до сих пор не использовавшийся.

3. Задание

Дом, недавно поменявший владельца, должен был быть комплексно модернизирован и перестроен. Необходимо было:

  • заменить окна и двери
  • превратить чердак в используемые помещения
  • заменить электропроводку. водоснабжение и канализацию
  • поставить новую отопительную систему
  • углубить подвал с целью получения дополнительных полезных площадей
  • убрать все опоры из чердачного пространства

4. Граничные условия

Кроме пожеланий заказчика существовали:

  • Строительное уложение Берлина
  • Закон об охране памятников
  • Районные оформительские правила
  • технические регламенты разного рода, стандарты DIN
  • возможности и невозможности существующей постройки
  • не говоря уже о финансах

Строительство в сложившемся окружении накладывало определённые требования в отношении новейших правил теплозащиты, шумозащиты и пожарной безопасности, а также прежних правил по конструкциям и нагрузкам на них. Следовало также учесть возможности применённых строительных материалов и традиции их обработки в период возведения здания.

5. Подосновы проектирования и работ
5.1 Письменные источники

Перед тем, как перейти к собственно проектированию или получению разрешения на строительство, следовало основательно познакомиться с постройкой.
Для этого использовались:

  • письменные источники
  • само здание, изнутри и снаружи
  • окружение здания

Первым пунктом встали чертежи, поданные на получение строительного билета в 1919 году, генеральный план территории, фасад и поэтажные планы.
Рассмотрим поподробнее генплан.

Наша постройка — часть целого посёлка; отчётливо различима систематика строительства. Районные оформительские правила составлены с тем, чтобы сохранить характер этой системы ненарушенным.

Фасад и план показывают типичную для таких посёлков жёсткую симметрию:

  • как в плане
  • так и в размещении
  • положении внутренних лестниц
  • окон и ставень
  • дымоходов и т.п.

5.2 Здание как источник

Теперь попытаемся читать саму постройку.
Рассматривая существующее строение, мы всегда стремимся ответить на следующие вопросы:

  • Что здесь соответствует времени постройки?
  • Что здесь появилось позднее?
  • Какие изменения можно проследить?
  • Какие изменения можно обратить вспять?
  • Какие новые изменения здание может вынести, как в архитектурном, так и в конструктивном смысле?

5.2.1 Здание снаружи

Что поведает нам внешний вид дома?
Как и следовало ожидать, уже снаружи видны множественные перемены первоначального облика.

  • Оба крайних дома были аляповато утеплены, пусть и только со стороны улицы
  • Старые окна с поперечниками были заменены на стеклопакеты
  • Поставлена новая входная дверь, причём с одинарным остеклением
  • Со стороны двора появились пристройки, причём со стороны флигеля — значительного габарита
  • Окна со стороны двора также были заменены
  • Штукатурка грубая, новая, вероятно — 1970х гг.
  • Кровля дранкой

При более подробном рассмотрении бросается в глаза, что толщина и высота оконных рам, перемычек, и ролльставен в каждом доме отличается.
Перед заходом внутрь — ещё две детали.

Входная дверь на самом деле состоит из двух дверей: ранняя форма энергетической санации. В стеновой нише видно, что наружная стена состоит из двух кирпичных оболочек. Наконец, цоколь здания — вовсе не из клинкера, это облицовочная плитка 1990х гг.

5.2.2 Здание изнутри

Пройдём от чердака к подвалу.

  • Кровельная конструкция состоит из стропил, прогонов и деревянной обшивки
  • С этажа на этаж вдоль брандмауэра ведёт деревянная лестница.
  • На верхних этажах находим газовое отопление по наружной стене и кафельные печи: иногда они стоят непосредственно на дощатом полу, иногда — на особенном фундаменте.
  • Пол сделан из шпунтованной доски.

В подвале находим старую варочную печь, ступени и вмурованный постирочный котёл. Ступени и варочная печь интересны и заставляют продолжать исследование. После уборки печи подозрения подтверждаются:

когда-то уровень пола в подвале уже понижали. После Второй Мировой войны город лежал в руинах и жилья катастрофически не хватало. Потерявших свои квартиры и беженцев подселяли, куда могли, и часто новым пристанищем им служили полуподвалы и подвалы, как и в нашем случае. Комната и кухня тогда значили одно и то же. Углубив подвал, тогда хотя бы в одном помещении могли стоять, не пригибаясь — большего в те годы позволить себе не могли.
После сломки видим справа фундаменты дома. Они из набросанного известняка и лишь кое-где соединены строительным раствором. Вероятно, в других частях здания фундаменты не лучше: получается, от идеи углубления подвала придётся отказаться. Мы восполняем утраты и оставляем прочие части как есть.

Конструктор привлекает к себе внимание вопросом

  • как может быть, что стена на втором этаже на первоначальном чертеже показана всего лишь 12-сантиметровой толщины?

Обмер на месте подтверждает это значение. Между тем, нагрузки от кровли и чердачного перекрытия, за которым теперь будут располагаться обычные комнаты, должны были приходить именно на эту стену: перегородка в пол-кирпича их не вынесет.
Сняв часть перекрытия на чердаке (это и так и так пришлось бы сделать), и находим над странной стеной балку. На ней возлежат поперечные балки перекрытия. Над перемычкой двери второго этажа ты находим классическое соединение деревянного зодчества, поперечную балку с врубкой зубом и шипом.
Становится ясно, что у нас не стенка в пол-кирпича чудесным образом несёт нагрузки, а деревянная рамная конструкция заполнена кирпичом. Подобная система вполне в силах вынести наши запросы.
У конструктора возникает дополнительный вопрос.

  • Отчего стена к соседу размечена как дважды 12 см, а не как 24 см? Ответ даёт сверло в 8 мм. Пусть это и не видно на чертеже, но каждый дом обращён к соседу 12-сантиметровой стеной. Таких стен получается две, с воздушной прослойкой между ними. Это выгодно для шумозащиты, то неудачно для конструкции: приходится отказаться ещё от одного пожелания заказчика, убрать все опоры из чердачного этажа. Их ликвидация требовала бы замещающих конструкций от стены ко стене, но сами стены такого утяжеления не вынесли бы.

5.3 Здание снаружи и его окружение
Третьим и последним объектом обследования было окружение здания, его градостроительная постановка.
Утрат из-за военных действий или сноса здесь, к счастью, не было.
Дом, как известно, строился как часть посёлка, и на него, таким образом, распространяются правила по оформлению. Основной целью правил было сохранение характерного облика посёлка, в таких деталях как

  • облик окон, их размер и деление
  • объём здания, ширина и высота, особенно же высота карниза и форма кровли
  • истользованые материалы, штукатурка и кровельное покрытие

По возможности их следовало и воссоздавать.

Что мы имеем?

  • За исключением грубейшей пристройки — первоначальный строительный объём
  • рядом: шиферную крышу
  • тут же, очевидно поновлённую, черепичную крышу и пары крышных окон друг надо другом
  • тут же, черепицу в сочетании с шифером вокруг дымохода — странное сочетание
  • рядом находим последние сохранившиеся первоначальные ставни
  • наконец, как у соседа, окна с первоначальной расстекловкой

Кровельный вопрос заслуживает отдельного рассмотрения. Нами найдено множество различных поркрышек. черепицы, шифер, картонажная дранка — какое же из них исторически правильное?

Обсуждаем этот вопрос с опытным кровельщиком. По его мнению, дранки на нашей крыше положены так, как это сделали бы после Второй Мировой войны: в 1919 году их просто не существовало. Наличие деревянной обшивки по всей поверхности скатов исключает и черепицы из круга первоначальных материалов. Получается дом мог быть покрыт только шифером и ничем иным. Здесь удаётся заключить компромисс в пользу заказчика с органами охраны: заказчику дозволяется сохранить дранку и лишь подремонтировать её.

5.3 Сводный результат проведённых проедпроектных работ

Здание 1919 года постройки.

  • Пространственная планировка помещений совпадает с оригинальной, за единственным исключением, понижением уровня пола в подвале
  • Все несущие элементы, стены, перекрытия и кровля построены с минимально возможными сечегиями. Зачительных перемен несущей схемы дом не вынесет.
  • Кровельное покрытие, первоначально из шифера, некогда было единым для всего посёлка. Сейчас его заменяет картонажная дранка
  • Переустройства домов посёлка на сей день не привело, за единственным исключением, к изменением уличных форм зданий.
  • Исконные строительные элементы, в особенности окна и двери, а также ставни могут быть легко восстановлены.

Теперь мы вправе перейти к собственно проектированию: нам известны конструктивные возможности здания и его исторический облик.
Застройщик и строительное управление быстро пришли к согласию.

6. Проект

Из означенных пожеланий заказчика, по результатам наших обследований — выросло наше проектное предложение, показанное ниже.

  • Окна и двери воссоздаются в первоначальных пропорциях, с первоначальной расстекловкой.
  • Входная дверь делается наново, как можно ближе к оригиналу.
  • Слуховое окно сохраняется, со стороны улицы прибавляются два небольших окна в плоскости крыши. Они допускались лишь оттого, что на соседских домах подобные окна, как видно из предшествовавших снимков, уже были осуществлены. Создание подобных окон на крыше этого дома вело, в некотором смысле, к новому единству всех построек посёлка.
  • С дворовой стороны пробиваются большие окна. Их расположение непосредственно у леса делает подобное вторжение в ансамбль незначительным и приемлемым.
  • На окна возвращаются ставни.

7. Результат

Результатом сегодняшнего дня являются:


Окна, слуховое окно, входная дверь и кровельное покрытие приближены к историческим формам и соседской застройке.
Вы не находите ставень? — действительно, их пока нет. Они появятся, когда дом, вместе с соседским пройдёт утепление фасадных стен.

Некоторые виды интерьеров:

прежний и новый чердак

прежний и новый первый этаж

прежний и новый подвал

8. Вывод

Здания вообще, а исторические здания или памятники в частности, подобны организмам с тонкой внутренней структурой.
Мы стараемся бережно работать с ними, их насколько возможно осторожно обследовать и, вооружившись всеобъемлющим «диагнозом», «оперировать».

comments powered by HyperComments

Спонсоры: