Реконструкция паровозного депо в Калининградской области

Автор: администратор

Дипломный проект Евгении Млынчик, минский БНТУ, зимний семестр 2011 г.
Руководитель проекта: Георгий Заборский, консультанты: Трушкевич, Миндюк, Сысоева.

Состав проекта:

  • реконструкция циркульного локомотивного депо под многофункциональное пространство
  • реконструкция веерного паровозного депо под паркинг и кафе, с сохранением поворотного круга
  • градостроительная реконструкция прилегающей территории(парковки, площади, рекреационные зоны; реконструкция административных и торговых корпусов под учебные; снос малоценных сооружений, а также построек со степенью износа более 60%)
  • расчёт альтернативных источников энергии

Инстербург имел когда-то сугубо индивидуальную архитектурную среду, тогда как современный Черняховск, утратив значительную часть прежней немецкой застройки, представляет собой неупорядоченное сочетание нескольких архитектурно-исторических пластов — здесь и руины средневекового орденского замка, и многочисленные памятники 19 — первой половины 20 в., и советские пятиэтажки, и совсем новые сооружения последних лет. Структура распадается на фрагменты, без пространственной и исторической связи. Город сохранил, в основном, старую планировочную структуру вымощенных булыжником улиц; эта особенность может оказать влияние на ход его ревитализации и реновации.
Неоднородная ткань города требует к себе неординарного подхода, новаторских предложений: так дипломный проект «собирает» кусочек города у вокзала. В центре композиции встанет арт-комплекс – многофункциональное здание с паркингом и кафе, циркульный локомотивный сарай, памятник архитектуры 1870-х годов, перекрытый единственным сохранившемся в России куполом Шведлера.

Объёмно-планировочное решение

Проектом предусматривается реконструкция промышленных сооружений под здания общественного назначениями. Комплекс состоит из развлекательной зоны, административной зоны, паркинга и дополнительных альтернативных источников энергии.

Комплекс расположен на участке в 3,02 га, прилегающем к железнодорожному вокзалу. На юге участок ограничен железнодорожными путями, на севере – ул.Железнодорожной и многоквартирной жилой застройкой, на западе – ул.Тоннельной и зелеными территориями, а на востоке – ул.Ленина и промышленной зоной. Главный фасад выходит на железную дорогу, но не просматривается за шумозащитным экраном: роль главной видовой стороны перенимает улица Железнодорожная, магистраль городского значения.
Рядом с объектом находится рекреационная зона, вместе с проектируемым объектом притягивающая людей в данную часть города. Проект стремится сохранить историческую ценность, наполнив её современным содержанием; создать среду, комфортную

  • для жителей города, которым не хватает мест для культурного отдыха
  • для ожидающих поезда, их отдыха внутри комплекса или на благоустроенной территории
  • для гостей города, прибывающих на некие события в комплексе.

Мы освобождаем территорию от «лишних» объектов, благоустраиваем, проводим мероприятия по шумоизоляции территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу. Часть территории участка предназначена для рекреационных целей; организовано благоустройство: пешеходные дорожки, обзорные площадки, места отдыха со скамьями и урнами.

Нынешнее использование территории; здания общественного , административного, промышленногоназначения.

Здания и сооружения под реконструкцию, сохранение, снос.

Сносимые объекты

  1. Магазин, 100 кв.м.
  2. Административный корпус, 425 кв.м.
  3. Склад, 90 кв.м.
  4. Гараж, 500 кв.м.
  5. Склад, 350 кв.м.
  6. Склад, 160 кв.м.
  7. Склад, 355 кв.м.

Реконструируемые объекты

  1. Циркульное паровозное депо, 1420 кв.м. — в многофункциональное помещение, 980 кв.м.
  2. Радиальное паровозное депо, 2120 кв.м. — в паркинг, кафе и входную группу комплекса, 7960 кв.м.

    Согласно генплану территория условно делится на две части: первую у главного входа со стороны вокзала и вторую со стороны магистральной улицы.
    Первая реконструируется согласно главному объекту, как благоустроенная озеленённая рекреационная зона со сквозными дорожками, цветниками и малыми архитектурными формами, музеем паровозов и торговой площадкой. Вторая, за комплексом, остаётся практически без изменений, её облик диктует уклад жизни города и горожан.

    Существующий и проектный план на отметке +0,00

    Существующий план на отметке +7,50 и проектный план на отметке +5,00

    Связующим звеном паркинга и многофункционального здания является вестибюль, который собирает людей и распределяет людей в гардероб, санузлы, кафе или провожает в реконструируемое депо. В комплексе запроектирована кухня для кафе, расположенного на втором уровне правой части радиального депо и ресторана, который функционирует при трансформации депо под таковой, всего следующие помещения (8 вариантов, в зависимости от трансформации оборудования):

    • паркинг на 330 машиномест, с подсобными помещениями
    • тамбур
    • вестибюль комплекса
    • гардероб
    • санузлы
    • курительная
    • помещение охраны
    • помещение контроля
    • электрощитовая
    • генераторные (от солнечных коллекторов, солнечных батарей, ветряных установок)
    • помещения кухни:
      • загрузочная
      • комната учёта
      • помещение для хранения тары
      • помещение для отходов
      • овощехранилище
      • мясной холодильник
      • рыбный холодильник
      • помещение для сухих смесей
      • пекарня с помещением для подготовки теста
      • мясорезка
      • рыборезка
      • посудомоечные кухонной и столовой посуды
      • холодный цех
      • горячий цех
    • вестибюли
    • офисно-административные помещения

    Состав помещений циркульного паровозного депо:

    • залы на 1500, 1300, 800 или 200 мест, или помещение для инсталляций
    • кафе, бар, клуб, ресторан
    • билетные кассы

    Примеры планировок:

    Зальное помещение на 1500 мест:

    Помещение для мини-инсталляций:

    Помещение для макси-инсталляций:

    Зальное помещение на 800 мест:

    Зальное помещение на 200 мест

    Технико-экономические показатели

    1. Площадь участка в границах работ, 302000 кв.м.
    2. Площадь застройки, 210000 кв.м.
    3. Общая площадь зданий и сооружений, 8940 кв.м.
    4. Строительный объём, 29500 куб.м.
    5. Площадь дорожек, проездов, отмостки площадок, 54022 кв.м.
    6. Площадь озеленения, 5700 кв.м.
    7. Пропускная способность, 2000 чел
    8. Рабочая площадь общественных помещений, 110 кв.м.
    9. Подсобная общественная площадь, 160 кв.м.
    10. Полезная общественная площадь, 1980 кв.м.
    11. Стоимость строительства в базисных ценах, 7417 млн. руб.

    Варианты пространственных, композиционных, художественных решений в современной практике архитектурного проектирования аналогичных объектов.

    В современной практике существуют пример реконструкции циркульного локомотивного депо. Это «The Roundhouse» (Раундхаус, «Депо») — концертный зал на 3300 мест (1700 сидячих) в Лондоне, широко известный с 1960—1970-х г. как центр сначала британского андерграунда, затем панк-движения и, наконец, новой волны.
    Постройка архитекторов Роберта Б. Докрея (Robert B. Dockray) и Роберта Стивенсона (Robert Stephenson), 1847 года, была паровозным депо железной дороги Лондон—Бирмингем. Уже через десять лет размеры новых локомотивов переросли её. Начиная с 1867 года строение использовалось для самых различных целей, почти полвека компания «W & A Gilbey Ltd.» складировала тут алкогольную продукцию. Ещё до начала Второй Мировой войны здесь воцарилось полное запустение; жизнь вернулась лишь в 1964 году, когда драматург Арнольд Уэскер разместил здесь свою театральную компанию «Centre 42″.
    Бесхозное, депо попало с 1966 года под опекунское управление свежесозданного Совета Большого Лондона — так «The Roundhouse» стал концертным залом. Здесь регулярно выступали группы «Soft Machine» и «Pink Floyd», «The Doors» и «Hawkwind», «Rolling Stones», Дэвид Боуи, Джими Хендрикс, «Led Zeppelin», «Jefferson Airplane» и многие другие; здесь шли мюзиклы «Catch My Soul», «1776» и «Oh! Calcutta!».
    С переходом здания в 1983 году в ведение Кэмденского совета концерты прекратились, и до продажи в частные руки в 1996 году здание практически пустовало. В 2004 году «The Rounhouse» закрылся на масштабную реконструкцию, и с 1 июня 2006 года стал «Новым депо»(«The New Roundhouse»): здесь теперь проходят ежегодные концерты «BBC Electric Proms», вручаются музыкальные награды и премии «The BT Digital Music Awards» и «Vodafone Live Music Awards».

    Другим «альтернативным пространством» является Цольферайн в г.Эссене, где сохранённая инфраструктура исторического угледобывающего предприятия с несколькими зданиями 20 в. не только представляет исключительный архитектурный интерес, является важным материальным свидетельством эволюции и упадка промышленности Эссена в течение последних 150 лет – но и стала резиденцией музея «Red Dot Design», центра (школы) дизайна, вошла в 2001 году в список Всемирного культурного наследия.
    Туристы могут блуждать здесь целый день: их ждёт спуск в шахту, рассказ об истории Рура. Экскурсионный тур так и называется, «Путь угля», и охватывает все производственные процессы от угледобычи до переработки и транспортировки угля или кокса потребителю. Перед коксовыми батареями, где в бассейнах остужали тысячеградусный груз, в зимнее время заливают каток.

    Конструктивное решение

    Архитектурно-планировочное и конструктивное решение комплекса отличается лёгкостью, экономичностью, эстетической выразительностью и монументальностью.

    Конструктивная система радиального депо смешанная: исторические наружные стены сохраняются как самонесущие элементы, а все перекрытия и внутренний каркас демонтируются. Создается новый монолитный каркас из железобетонных колонн прямоугольного сечения 250 х 450 с двумя металлическими двутаврами, с шагом 120 по окружности. Перекрытие монолитное 220мм, главная балка — 400мм, второстепенная — 220мм опирается на ж/б колонны. Крыша в используется для парковки автомобилей, а со стороны администрации комплекса в качестве открытой террасы, на бетонной стяжке-основании либо профнастиле.
    Внутренние перегородки и стены из газосиликатных блоков толщиной 120мм и 200мм.
    Окна и витражи трехкамерные в алюминиевых переплетах по старому рисунку, офрамужены негорючим минераловатным утеплителем «Nobasil TF» шириной 200мм (отсечки для предотвращения распространения пожара). Такие же отсечки сделаны по контуру в уровне перекрытий.
    Внутренняя отделка из современных и долговечных материалов.

    Конструктивная система циркульного паровозного депо, как выявило обследование, сохраняет до 80-100% нормативной несущей способности. Поэтому все несущие конструкции мы сохраняем, заменяем только покрытия на облегчённые металлические панели с утеплителем из пенопласта. Купол Шведлера перекрываем пневматическими конструкциями ETFE (Ethylene tetrafluoroethylene). Плёнка имеет прекрасные термоизоляционные свойства и пропускает гораздо больше ультрафиолета, чем обычное стекло, что особенно важно при создании оранжерей или зимних садов; обладает повышенной  устойчивостью к сильным температурным перепадам и представляет собой самоочищающийся материал.
    Плёнка ETFE положительно зарекомендовала себя в ряде знаковых проектов: оранжереях проекта «Эдем» («The Eden Project»), стадионе «Альянс-арена», Национальном водном стадионе в Пекине, в комплексе «Тропические острова» (Германия); они будут использоваться в проектируемом гигантском аквариуме в центре Лондона. Срок эксплуатации материала – 25 лет; его можно применять повторно.

    Для создания требуемой акустики зала поверхности стен и потолка обрабатываются акустическими конструкциями по расчёту. Применяются несгораемые или трудносгораемые материалы:

    • плиты фирмы «Armstrong»;
    • листы сухой гипсовой штукатурки (СГШ);
    • легкие звукопоглощающие маты в оболочке из стеклоткани;
    • деревоплита толщ. 20мм или панели из асбоцементных плит толщ. 20мм (крепятся к каркасу в нижней части стен по периметру помещений на высоту порядка 1-1,5м — технологическая панель)

    Решения по экологии и шумозащите

    Реконструируемое пространство должно органично вписаться в существующую градостроительную ситуацию, а наличие железнодорожных путей вынуждает к принятию радикальных мер по охране окружающей среды комплекса. Установка шумозащитных экранов из материала «Plexiglas Soundstop»® вдоль железной дороги обеспечивает снижение основных вредных факторов окружающей среды: шума на 12—15дБ, электромагнитных полей в 10—15 раз до нормативных требований. Наиболее эффективной, экономически выгодной и эстетически привлекательной конструкцией являются комбинированные металлические со светопрозрачными элементами сборно-разборные экраны. Для максимального экранирования они должны быть достаточно высокими, протяжёнными и располагаться возможно ближе к источнику шума.

    Для обеспечения требуемой звукоизоляции территории при реконструкции прирельсовой территории предусмотрены:

    1. Установка шумозащитного экрана PLEXIGLAS SOUNDSTOP с электрическими батареями, из следующих основных элементов:
      • Шумопоглощающие панели
        Основной элемент экрана. Одна из стенок перфорирована. Внутри панели звукопоглощающий элемент, минеральная вата в защитной оболочке.
      • Прозрачные звукоотражающие панели
        На основе оргстекла, сертифицированного в качестве панелей акустических экранов.
      • Горизонтальные профили
        Холоднокатаный швеллер, несущий элемент полотна экрана, в который устанавливаются панели. Передаёт ветровую нагрузку от панелей к стойкам.
      • Опорные профили
        Стандартный горячекатаный швеллер №14, воспринимает нагрузку от массы полотна экрана.
      • Стойки
        Двутавр №25 для монтажа всех остальных элементов экрана.
    2. Использование зелёной шумозащитной полосы шириной 25м. Зеленые насаждения фильтруют, задерживают, отражают и поглощают часть звуковой энергии.

    На участке запроектированы места кратковременного хранения автомобилей (38 машиномест). 4% мест предусмотрены для инвалидов. Для обслуживания посетителей комплекса и жителей прилегающей территории запроектирован паркинг на 330 машиномест.
    На территорию проектируемого комплекса организовано 3 въезда-выезда: два со стороны ул. Железнодорожная и один с ул. Ленина, план и профиль улицы, радиусы поворотов обеспечивают нормальную работу и маневры автотранспорта.

    Организация рельефа, благоустройство и озеленение территории

    Рельеф участка спокойный, без значительных перепадов. Благоустройство территории включает в себя гостевые автостоянки, въезд и выезд в паркинг, покрытые асфальтобетоном. Пешеходные дорожки и площади вымощены тротуарной плиткой, рельсы в зоне музея паровозов укладываются лиственницей.
    Предусмотрены озеленение территории участка вдоль главной аллеи от железнодорожного вокзала, газоны с цветочницами и скамьи. Создана густая зелёная посадка вдоль железной дороги, в качестве шумозащитного экрана. Планировочная организация рельефа предусматривает поверхностный сток вод по территории.

    comments powered by HyperComments

    Спонсоры: