Реконструкция паровозного депо в Калининградской области
Дипломный проект Евгении Млынчик, минский БНТУ, зимний семестр 2011 г.
Руководитель проекта: Георгий Заборский, консультанты: Трушкевич, Миндюк, Сысоева.
Состав проекта:
- реконструкция циркульного локомотивного депо под многофункциональное пространство
- реконструкция веерного паровозного депо под паркинг и кафе, с сохранением поворотного круга
- градостроительная реконструкция прилегающей территории(парковки, площади, рекреационные зоны; реконструкция административных и торговых корпусов под учебные; снос малоценных сооружений, а также построек со степенью износа более 60%)
- расчёт альтернативных источников энергии
Инстербург имел когда-то сугубо индивидуальную архитектурную среду, тогда как современный Черняховск, утратив значительную часть прежней немецкой застройки, представляет собой неупорядоченное сочетание нескольких архитектурно-исторических пластов — здесь и руины средневекового орденского замка, и многочисленные памятники 19 — первой половины 20 в., и советские пятиэтажки, и совсем новые сооружения последних лет. Структура распадается на фрагменты, без пространственной и исторической связи. Город сохранил, в основном, старую планировочную структуру вымощенных булыжником улиц; эта особенность может оказать влияние на ход его ревитализации и реновации.
Неоднородная ткань города требует к себе неординарного подхода, новаторских предложений: так дипломный проект «собирает» кусочек города у вокзала. В центре композиции встанет арт-комплекс – многофункциональное здание с паркингом и кафе, циркульный локомотивный сарай, памятник архитектуры 1870-х годов, перекрытый единственным сохранившемся в России куполом Шведлера.
Объёмно-планировочное решение
Проектом предусматривается реконструкция промышленных сооружений под здания общественного назначениями. Комплекс состоит из развлекательной зоны, административной зоны, паркинга и дополнительных альтернативных источников энергии.
Комплекс расположен на участке в 3,02 га, прилегающем к железнодорожному вокзалу. На юге участок ограничен железнодорожными путями, на севере – ул.Железнодорожной и многоквартирной жилой застройкой, на западе – ул.Тоннельной и зелеными территориями, а на востоке – ул.Ленина и промышленной зоной. Главный фасад выходит на железную дорогу, но не просматривается за шумозащитным экраном: роль главной видовой стороны перенимает улица Железнодорожная, магистраль городского значения.
Рядом с объектом находится рекреационная зона, вместе с проектируемым объектом притягивающая людей в данную часть города. Проект стремится сохранить историческую ценность, наполнив её современным содержанием; создать среду, комфортную
- для жителей города, которым не хватает мест для культурного отдыха
- для ожидающих поезда, их отдыха внутри комплекса или на благоустроенной территории
- для гостей города, прибывающих на некие события в комплексе.
Мы освобождаем территорию от «лишних» объектов, благоустраиваем, проводим мероприятия по шумоизоляции территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу. Часть территории участка предназначена для рекреационных целей; организовано благоустройство: пешеходные дорожки, обзорные площадки, места отдыха со скамьями и урнами.
Нынешнее использование территории; здания общественного , административного, промышленногоназначения.
Здания и сооружения под реконструкцию, сохранение, снос.
Сносимые объекты
- Магазин, 100 кв.м.
- Административный корпус, 425 кв.м.
- Склад, 90 кв.м.
- Гараж, 500 кв.м.
- Склад, 350 кв.м.
- Склад, 160 кв.м.
- Склад, 355 кв.м.
Реконструируемые объекты
- Циркульное паровозное депо, 1420 кв.м. — в многофункциональное помещение, 980 кв.м.
- Радиальное паровозное депо, 2120 кв.м. — в паркинг, кафе и входную группу комплекса, 7960 кв.м.
Согласно генплану территория условно делится на две части: первую у главного входа со стороны вокзала и вторую со стороны магистральной улицы.
Первая реконструируется согласно главному объекту, как благоустроенная озеленённая рекреационная зона со сквозными дорожками, цветниками и малыми архитектурными формами, музеем паровозов и торговой площадкой. Вторая, за комплексом, остаётся практически без изменений, её облик диктует уклад жизни города и горожан.
Существующий и проектный план на отметке +0,00
Существующий план на отметке +7,50 и проектный план на отметке +5,00
Связующим звеном паркинга и многофункционального здания является вестибюль, который собирает людей и распределяет людей в гардероб, санузлы, кафе или провожает в реконструируемое депо. В комплексе запроектирована кухня для кафе, расположенного на втором уровне правой части радиального депо и ресторана, который функционирует при трансформации депо под таковой, всего следующие помещения (8 вариантов, в зависимости от трансформации оборудования):
- паркинг на 330 машиномест, с подсобными помещениями
- тамбур
- вестибюль комплекса
- гардероб
- санузлы
- курительная
- помещение охраны
- помещение контроля
- электрощитовая
- генераторные (от солнечных коллекторов, солнечных батарей, ветряных установок)
- помещения кухни:
- загрузочная
- комната учёта
- помещение для хранения тары
- помещение для отходов
- овощехранилище
- мясной холодильник
- рыбный холодильник
- помещение для сухих смесей
- пекарня с помещением для подготовки теста
- мясорезка
- рыборезка
- посудомоечные кухонной и столовой посуды
- холодный цех
- горячий цех
- вестибюли
- офисно-административные помещения
Состав помещений циркульного паровозного депо:
- залы на 1500, 1300, 800 или 200 мест, или помещение для инсталляций
- кафе, бар, клуб, ресторан
- билетные кассы
Примеры планировок:
Зальное помещение на 1500 мест:
Помещение для мини-инсталляций:
Помещение для макси-инсталляций:
Зальное помещение на 800 мест:
Технико-экономические показатели
- Площадь участка в границах работ, 302000 кв.м.
- Площадь застройки, 210000 кв.м.
- Общая площадь зданий и сооружений, 8940 кв.м.
- Строительный объём, 29500 куб.м.
- Площадь дорожек, проездов, отмостки площадок, 54022 кв.м.
- Площадь озеленения, 5700 кв.м.
- Пропускная способность, 2000 чел
- Рабочая площадь общественных помещений, 110 кв.м.
- Подсобная общественная площадь, 160 кв.м.
- Полезная общественная площадь, 1980 кв.м.
- Стоимость строительства в базисных ценах, 7417 млн. руб.
Варианты пространственных, композиционных, художественных решений в современной практике архитектурного проектирования аналогичных объектов.
В современной практике существуют пример реконструкции циркульного локомотивного депо. Это «The Roundhouse» (Раундхаус, «Депо») — концертный зал на 3300 мест (1700 сидячих) в Лондоне, широко известный с 1960—1970-х г. как центр сначала британского андерграунда, затем панк-движения и, наконец, новой волны.
Постройка архитекторов Роберта Б. Докрея (Robert B. Dockray) и Роберта Стивенсона (Robert Stephenson), 1847 года, была паровозным депо железной дороги Лондон—Бирмингем. Уже через десять лет размеры новых локомотивов переросли её. Начиная с 1867 года строение использовалось для самых различных целей, почти полвека компания «W & A Gilbey Ltd.» складировала тут алкогольную продукцию. Ещё до начала Второй Мировой войны здесь воцарилось полное запустение; жизнь вернулась лишь в 1964 году, когда драматург Арнольд Уэскер разместил здесь свою театральную компанию «Centre 42″.
Бесхозное, депо попало с 1966 года под опекунское управление свежесозданного Совета Большого Лондона — так «The Roundhouse» стал концертным залом. Здесь регулярно выступали группы «Soft Machine» и «Pink Floyd», «The Doors» и «Hawkwind», «Rolling Stones», Дэвид Боуи, Джими Хендрикс, «Led Zeppelin», «Jefferson Airplane» и многие другие; здесь шли мюзиклы «Catch My Soul», «1776» и «Oh! Calcutta!».
С переходом здания в 1983 году в ведение Кэмденского совета концерты прекратились, и до продажи в частные руки в 1996 году здание практически пустовало. В 2004 году «The Rounhouse» закрылся на масштабную реконструкцию, и с 1 июня 2006 года стал «Новым депо»(«The New Roundhouse»): здесь теперь проходят ежегодные концерты «BBC Electric Proms», вручаются музыкальные награды и премии «The BT Digital Music Awards» и «Vodafone Live Music Awards».
Другим «альтернативным пространством» является Цольферайн в г.Эссене, где сохранённая инфраструктура исторического угледобывающего предприятия с несколькими зданиями 20 в. не только представляет исключительный архитектурный интерес, является важным материальным свидетельством эволюции и упадка промышленности Эссена в течение последних 150 лет – но и стала резиденцией музея «Red Dot Design», центра (школы) дизайна, вошла в 2001 году в список Всемирного культурного наследия.
Туристы могут блуждать здесь целый день: их ждёт спуск в шахту, рассказ об истории Рура. Экскурсионный тур так и называется, «Путь угля», и охватывает все производственные процессы от угледобычи до переработки и транспортировки угля или кокса потребителю. Перед коксовыми батареями, где в бассейнах остужали тысячеградусный груз, в зимнее время заливают каток.
Конструктивное решение
Архитектурно-планировочное и конструктивное решение комплекса отличается лёгкостью, экономичностью, эстетической выразительностью и монументальностью.
Конструктивная система радиального депо смешанная: исторические наружные стены сохраняются как самонесущие элементы, а все перекрытия и внутренний каркас демонтируются. Создается новый монолитный каркас из железобетонных колонн прямоугольного сечения 250 х 450 с двумя металлическими двутаврами, с шагом 120 по окружности. Перекрытие монолитное 220мм, главная балка — 400мм, второстепенная — 220мм опирается на ж/б колонны. Крыша в используется для парковки автомобилей, а со стороны администрации комплекса в качестве открытой террасы, на бетонной стяжке-основании либо профнастиле.
Внутренние перегородки и стены из газосиликатных блоков толщиной 120мм и 200мм.
Окна и витражи трехкамерные в алюминиевых переплетах по старому рисунку, офрамужены негорючим минераловатным утеплителем «Nobasil TF» шириной 200мм (отсечки для предотвращения распространения пожара). Такие же отсечки сделаны по контуру в уровне перекрытий.
Внутренняя отделка из современных и долговечных материалов.
Конструктивная система циркульного паровозного депо, как выявило обследование, сохраняет до 80-100% нормативной несущей способности. Поэтому все несущие конструкции мы сохраняем, заменяем только покрытия на облегчённые металлические панели с утеплителем из пенопласта. Купол Шведлера перекрываем пневматическими конструкциями ETFE (Ethylene tetrafluoroethylene). Плёнка имеет прекрасные термоизоляционные свойства и пропускает гораздо больше ультрафиолета, чем обычное стекло, что особенно важно при создании оранжерей или зимних садов; обладает повышенной устойчивостью к сильным температурным перепадам и представляет собой самоочищающийся материал.
Плёнка ETFE положительно зарекомендовала себя в ряде знаковых проектов: оранжереях проекта «Эдем» («The Eden Project»), стадионе «Альянс-арена», Национальном водном стадионе в Пекине, в комплексе «Тропические острова» (Германия); они будут использоваться в проектируемом гигантском аквариуме в центре Лондона. Срок эксплуатации материала – 25 лет; его можно применять повторно.
Для создания требуемой акустики зала поверхности стен и потолка обрабатываются акустическими конструкциями по расчёту. Применяются несгораемые или трудносгораемые материалы:
- плиты фирмы «Armstrong»;
- листы сухой гипсовой штукатурки (СГШ);
- легкие звукопоглощающие маты в оболочке из стеклоткани;
- деревоплита толщ. 20мм или панели из асбоцементных плит толщ. 20мм (крепятся к каркасу в нижней части стен по периметру помещений на высоту порядка 1-1,5м — технологическая панель)
Решения по экологии и шумозащите
Реконструируемое пространство должно органично вписаться в существующую градостроительную ситуацию, а наличие железнодорожных путей вынуждает к принятию радикальных мер по охране окружающей среды комплекса. Установка шумозащитных экранов из материала «Plexiglas Soundstop»® вдоль железной дороги обеспечивает снижение основных вредных факторов окружающей среды: шума на 12—15дБ, электромагнитных полей в 10—15 раз до нормативных требований. Наиболее эффективной, экономически выгодной и эстетически привлекательной конструкцией являются комбинированные металлические со светопрозрачными элементами сборно-разборные экраны. Для максимального экранирования они должны быть достаточно высокими, протяжёнными и располагаться возможно ближе к источнику шума.
Для обеспечения требуемой звукоизоляции территории при реконструкции прирельсовой территории предусмотрены:
- Установка шумозащитного экрана PLEXIGLAS SOUNDSTOP с электрическими батареями, из следующих основных элементов:
- Шумопоглощающие панели
Основной элемент экрана. Одна из стенок перфорирована. Внутри панели звукопоглощающий элемент, минеральная вата в защитной оболочке. - Прозрачные звукоотражающие панели
На основе оргстекла, сертифицированного в качестве панелей акустических экранов. - Горизонтальные профили
Холоднокатаный швеллер, несущий элемент полотна экрана, в который устанавливаются панели. Передаёт ветровую нагрузку от панелей к стойкам. - Опорные профили
Стандартный горячекатаный швеллер №14, воспринимает нагрузку от массы полотна экрана. - Стойки
Двутавр №25 для монтажа всех остальных элементов экрана.
- Шумопоглощающие панели
- Использование зелёной шумозащитной полосы шириной 25м. Зеленые насаждения фильтруют, задерживают, отражают и поглощают часть звуковой энергии.
На участке запроектированы места кратковременного хранения автомобилей (38 машиномест). 4% мест предусмотрены для инвалидов. Для обслуживания посетителей комплекса и жителей прилегающей территории запроектирован паркинг на 330 машиномест.
На территорию проектируемого комплекса организовано 3 въезда-выезда: два со стороны ул. Железнодорожная и один с ул. Ленина, план и профиль улицы, радиусы поворотов обеспечивают нормальную работу и маневры автотранспорта.
Организация рельефа, благоустройство и озеленение территории
Рельеф участка спокойный, без значительных перепадов. Благоустройство территории включает в себя гостевые автостоянки, въезд и выезд в паркинг, покрытые асфальтобетоном. Пешеходные дорожки и площади вымощены тротуарной плиткой, рельсы в зоне музея паровозов укладываются лиственницей.
Предусмотрены озеленение территории участка вдоль главной аллеи от железнодорожного вокзала, газоны с цветочницами и скамьи. Создана густая зелёная посадка вдоль железной дороги, в качестве шумозащитного экрана. Планировочная организация рельефа предусматривает поверхностный сток вод по территории.