Первый год

Автор: администратор

Заседанием конференции 10 октября 2010 г. первый «инстерГОД» был официально завершён.
Есть повод подвести итог, сравнить достигнутое с заявленным, наметить планы…

Обзорный доклад Дмитрия Сухина и Алексея Оглезнева, уполномоченных проекта.


Планировалось:

  • с помощью публикаций, экскурсий, лекций раскрыть жителям историю мест, где они живут
  • подготовить силами местных краеведов, обходов жителей и поднятия архивов «биографии домов и их обитателей», сперва для пилотных объектов, а затем, по их образцу, и для иных построек города
  • определить, по опросу жителей, первоочередные задачи ремонта и восстановления

Сделано:

  • запущена страница «инстерГОД» в русском и немецком вариантах, где дублируются все относящиеся к проекту новости, и даются комментарии к ним; выкладываются исследования и проекты, и каждый может оставить своё о них мнение
  • публикуются собственные статьи или отзывы в местных («Полюс», «Полюс+ТВ», «Право знать», «angrapa.ru»), региональных («АиФ Калининград», «Россия 1 Калининград», «Янтарный край», «Проект Балтия», «Königsberger Allgemeine», «СтройИнтерьер», «Klops.ru», «Каскад-ТВ»), всероссийских («archi.ru») и зарубежных СМИ («Baunetzwoche», «Insterburger Brief», другие планируются)
  • проводятся лекции по истории архитектуры, градостроительства, садов и парков города; прочитаны во время коллоквиумов, семинаров и конференций, выложены на страницах проекта
  • идёт печать «Памятников архитектуры Черняховска» (при участии «инстерГОДа»)
  • школьниками клуба «Поиск» расспрошены жители улицы Элеваторной
  • продолжается исследование пилотных объектов (ул.Элеваторной); начато исследование творчества Гуго Кауфманна и истории циркульного локомотивного депо

Не сделано:

  • многочисленные публикации и даже публичные лекции не привели к ощутимому росту информированности горожан, на них не ходивших, зато отработали на внегородскую аудиторию: в Калининграде, Берлине, и даже Черняховске — среди гостей коллоквиумов и семинаров
  • не удалось в привлечь горожан к сбору их собственных историй. Обходы школьников-краеведов остались обрывками; пожелания ремонта оказались настолько глобальными, насколько и непригодными для планирования
  • ни в одном доме не удалось сопоставить его немецкую историю с советской

Следует сделать:

  • продолжить и усилить краеведческую кампанию, уточнив её методологию и составив обязательный список вопросов
  • продолжать архивные изыскания и начать натурные изыскания

Планировалось:

  • устроить учебно-восстановительные мастерские: плотницкие, столярные, каменщицкие, штукатурные, кровельные; пригласить преподавателей/мастеров/лекторов из Польши и Германии
  • применить мастерские, ремонтируя некий пилотный объект

Сделано:

  • подписаны соглашения об участии в проекте Черняховского индустриально-педагогического колледжа в «инстерГОДе», соглашение о сотрудничестве между Германской академией охраны памятников и Калининградским государственным колледжем градостроительства, установлен информационный обмен с институтом «Стрелка» (Москва)
  • начаты переговоры со строительным колледжем (школой) имени Кнобельсдорффа (Берлин) по присылке учащихся-реставраторов
  • собраны германские доценты, готовые к ведению интенсивных курсов в России
  • несколько студенческо-преподавательских групп Калининградского колледжа посетили, в рамках обмена, Германскую академию в Гёрлице

Не сделано:

  • мастерские не открыты по причине отсутствия финансирования с российской стороны и самоустранения Черняховского колледжа
  • подготовка фронта и проекта работ на пилотном объекте — «Пёстром ряде» — не завершена
  • переговоры со школой имени Кнобельсдорффа не завершены

Следует сделать:

  • найти источники финансирования с российской и западноевропейской стороны
  • обеспечить материальную базу (помещения) для мастерских и/или классов
  • участвовать в региональных проектах ремёсленного образования по строительным специальностям
  • завершить проект ремонтно-восстановительных работ по «Пёстрому ряду»

Планировалось:

  • представить концепцию «инстерГОДа» на Московской архитектурной биеннале

Сделано:

  • силами Калининградского государственного колледжа градостроительства в кратчайшие сроки построен стенд-«инстерДОМ»
  • подготовлены и представлены на биеннале демонстрационные ролики «инстерГОДа», проекта реконструкции замка Инстербург, регионального слёта молодых архитекторов SESAM010, Калининградского градостроительного колледжа
  • стенд отмечен многими похвалами, и привлёк к мероприятиям «инстерГОДа» несколько проектных групп
  • получено приглашение участвовать в следующих московских биеннале
  • кроме Московской биеннале проектные декларации начинающегося «инстерГОДа» представлены на Калининградском экономическом форуме. Итоговые выставки «инстерГОДа» и его проектов прошли и проходят в Москве (Союз архитекторов), Калининграде («Архфест») и Черняховске («Инстерфест», День города, городская администрация, замок Инстербург)

Не сделано:

  • стенд-«инстерДОМ» не возвращён для дальнейшего использования
  • не вышли за пределы разговоров идеи сотрудничества с Германскими мастерскими, клубом германских архитекторов и инженеров в Москве, посольством Германии и, в Калининграде, с консулатом

Следует сделать:

  • для участия в будущих (передвижных) выставках создать, в единой стилистике с городским информационно-указательными системами, предложенными SESAM010, единый стенд Черняховска и его проектов — другой «инстерДОМ»
  • представить проект и его результаты на выставке в Берлине (подготавливается)

Планировалось:

  • провести международный коллоквиум по реставрационно-реконструктивному ремонту, жизни в исторической среде, её регенерации и развитию
  • выработать методики обращения с постройками («План по уходу за зданиями», применяемый в Берлине, и коммерческий самофинансируемый подход, применяемый в Амстердаме), свести воедино жителей «Пёстрого ряда» с жителями-совладельцами схожих жилмассивов Берлина и специалистами, реконструировавшими те дома
  • создать план обследований пилотного объекта — «Пёстрого ряда»
  • провести выставку и лекции о схожих работах, уже осуществлённых участниками коллоквиума, и о полученных ими результатах
  • Сделано:

    • коллоквиум и выставка проведены, план работ составлен, принята декларация
    • представлены и обсуждены проблемы ухода за историческим наследием в Калининградской области, сопоставлены с западноевропейским опытом
    • принято решение опробовать в Черняховске испытанные в Западной Европе и предписанные российским законодательством, но не применявшиеся ещё методики уполномоченного ведения реконструкции частными бюро и передачи охраны памятника живущим в нём людям
    • начата кампания по организации на ул. Элеваторная товарищества собственников жилья, успешно завершившаяся созданием такового
    • архитекторы и инженеры изъявили желание составить кураториум «Пёстрого ряда», для сопровождения его реконструкции и реставрации

    Не сделано:

    • не удалось должным образом разъяснить идею коммерческой реконструкции зданий компанией «Возрождение Амстердама»
    • методика составления «Планов по уходу» не представлена лектором в письменном виде
    • выставка работ архитекторов-реставраторов, перенесённая по окончании коллоквиума в замок Инстербург, осталась вне внимания горожан
    • встреча жителей пилотного объекта с обитателями сопоставимых объектов за рубежом не состоялась за неприездом последних
    • не удалось заинтересовать местных жителей: их участие ограничилось лекторами и представителями администраций города и района

    Предстоит сделать:

    • завершить организацию экспертной группы кураторов «Пёстрого ряда»
    • установить взаимодействие с обществами жителей микрорайона «Подкова» и посёлка «Коробка красок»
    • провести цикл лекций по практическим вопросам реконструкции памятников архитектуры 20 века, на берлинских примерах

    Планировалось:

    • устроить летнюю практику студентов архитектуры и реставрации
    • провести обмеры, картирование, анализ утрат, расчистку, документирование пилотного объекта — «Пёстрого ряда»
    • предложить пилотный проект для дальнейшей разработки студентами в рамках учебного процесса
    • обеспечить взаимообучение студентов и мастеровых

    Сделано:

    • двухмесячная практика успешно проведена, обмерены все помещения и здания
    • составлен эскизный проект воссоздания «Пёстрого ряда», его первоначальной цветности, трёхмерный числовой макет жилмассива
    • Казанский архитектурно-строительный университет заинтересован в разработке реконструкции «Пёстрого ряда»
    • эскизный проект представлен на выставках («Инстерфест», День города, городская администрация, «Архфест» (Калининград), замок Инстербург)

    Не сделано:

    • типологический анализ обмеренных помещений и фасадов не осуществлён
    • документация исторических деталей интерьера не собрана; сделанные фотографии многочисленны, но непригодны для замещения таковой
    • местные жители не заинтересовались обмерами или участием в восстановлении
    • за неорганизацией мастерских — взаимообучения студентов и мастеровых не произошло
    • не удалось привлечь иные ВУЗы

    Предстоит сделать:

    • провести выставку в стенах Казанского архитектурно-строительного университета и в Берлине (подготавливается)
    • повторить (завершить) документирование деталей интерьера, провести типологический анализ, составить паспорта соответствия квартир и фасадов тем или иным типам
    • оформить сетевую базу данных
    • согласовать долгосрочное сотрудничество ВУЗа и города
    • повторить приглашение на летние практики ВУЗам России и зарубежных стран, в перспективе — открыть в Черняховске межВУЗовский центр
    • использовать результаты обмеров для подготовки проекта реставрации/реконструкции «Пёстрого ряда» силами студентов КГАСУ и мастеровых будущих ремёсленных курсов
    • провести, с учётом наработанного опыта, летнюю практику такого же рода на новом объекте — циркульном депо

    Планировалось:

    • провести летнюю школу искусств — семинар современного искусства замка Инстербург

    Сделано:

    • фестиваль «Инстерфест» прошёл с неизменным успехом

    Предстоит сделать:

    • повторить

    Планировалось:

    • провести летнюю практику студентов ландшафтной архитектуры
    • провести анализ состояния исторического зелёного хозяйства города
    • определить первоочередные благоустроительные работы, могущие быть исполненными неподготовленной рабочей силой
    • представить реконструкцию некогда прославленных парков города как учебные темы ВУЗам

    Сделано:

    • проведён семинар ландшафтной школы «Бельтайн» (С.-Петербург)
    • представлены эскизы реконструкции площади Черняховского, скверов на площади Ленина, тротуаров по ул. Ленина и Гагарина, воротных проездов по ул. Ленина
    • представлена идея создания «Поэтического парка имени Фриды Юнг» на месте бывшего Главного кладбища с утраченной могилой поэтессы
    • расписана по эскизу часть стены при входе в замок Инстербург
    • реконструкция бывшего Главного кладбища под новый парк разрабатывается студентами СПбГУ

    Не сделано:

    • пригласить ВУЗы не удалось
    • заинтересовать горожан удалось лишь частично: отряженные для участия в семинаре студенты Черняховского колледжа от семинара уклонились, тогда как городские предприниматели едва не прекратили течение семинара, постоянно требуя консультаций по своим участкам

    Предстоит сделать:

    • повторить приглашение ВУЗам, основать молодёжные строительные артели по германскому образцу
    • провести анализ состояния посадок Городского парка, парка Победы и будущего парка имени Фриды Юнг, начать первичные благоустроительные работы (прореживание)
    • оформить воротными заполнениями разрывы в застройке ул. Ленина или иной по выбору
    • продолжить исследования истории парков и садов, в архивах и на натуре
    • рассмотреть возможность возобновления, в той или иной форме, городского садового управления и питомника при нём

    Планировалось:

    • провести выездной семинар «Локализация» студентов Национального технического университета Белоруссии (Минск) с целью проверки в Черняховске:

    1. Станет ли архитектура лучше, если ограничить количество энергии, используемое для преобразования ландшафта?
    2. Зависят ли решения, предлагаемые современной архитектурой в условиях поставленных ограничений от локального ландшафта и приобретают ли они за счет этого черты локальной культуры?
    3. Обогатит ли полученная таким образом архитектура местный культурный код?

    Сделано:

    • проведён смешанный по составу проектно-аналитический семинар «Локализация»
    • проведён градостроительный анализ: определены утраты в городской непрерывности и группы функций, могущих эти разрывы заполнить уже сегодня имеющейся, но не отражённой в городской среде силой
    • проведён социальный анализ: названы группы активистов, могущих выступить реформаторами городской среды
    • проведена эпицентрика: представлен эскиз реконструкции циркульного депо под культурный и общественный центр, ядро будущих «инстерЛЕТ»

    Не сделано:

    • привлечено чрезвычайно малое количество гражданских групп и выслушано мало мнений: самоустранились наиболее явственные, такие так конный спорт

    Предстоит сделать:

    • развить работу с широкими кругами городских активистов, и тем дополнить функциональный план городского зонирования
    • уточнить с учётом выявленных сил и масс роль города в региональном развитии, для чего совместить намеченное «Локализацией» с эскизами СЕЗАМа и генпланом Института урбанистики; приступить к работе в узловых точках
    • провести обследование циркульного депо по образцу «Пёстрого ряда», как одной из таких точек, законсервировать его силами молодёжных артелей и студентов-практикантов, реконструировать под новое использование и поставить его на государственную охрану

    Планировалось:

    • провести региональный слёт молодых архитекторов (SESAM) из представителей России и всех стран, некогда присутствовавших в Восточной Пруссии
    • пригласить лекторами главных архитекторов, генпроектировщиков, историков градостроительства, специалистов по городским интервенциям и декорациям
    • ознакомиться с архитектурным наследием всей исторической Пруссии
    • возобновить традицию «арх-заступников», в считанные недели и месяцы 1915-16 гг. находивших характер восстанавливаемых городов

    Сделано:

    • первый в России слёт молодых архитекторов состоялся
    • предложен соседственно-характерный подход к городскому районированию, результатами вполне согласный с «Локализацией»
    • нанесены на стены и объекты прототипы городской информационно-указательной системы
    • построены две образцовые детско-подростково-взрослые-пенсионерские площадки
    • единственному элементу программы «инстерГОДа», СЕЗАМУ удалось привлечь к участию нескольких представителей черняховского студенчества
    • результаты работ были представлены на выставках (День города, конференция, Союз архитекторов (Москва))

    Не сделано:

    • не удалось привлечь к участию профессиональных градостроителей (Институт урбанистики, автор Генерального плана Черняховска, приглашался, но не прибыл без объяснения причин), немецких студентов

    Предстоит сделать:

    • согласовать проектные предложения «Локализации» и СЕЗАМа, дополнить ими инструментарий городского планирования, оформить (при необходимости) городские и районные статуты застройки
    • оснастить город системой путеуказателей
    • опробовать предложенные площадки некольких поколений, исправить недочёты и распространить, силами столярных мастерских, по всему городу

    Планировалось:

    • завершить сезон (и начать подготовку следующего) научной конференцией замка Инстербург

    Сделано:

    • по результатам конференции и предшествовавшего ей круглого стола принято решение от «инстерГОДа» идей перейти к «инстерГОДу» воплощений.


    В рамках проекта выработана своя формула регенерации наследия:

    • круглый стол специалистов, осмысление и постановка задач
    • архитектурное проектирование, проработка идей
    • средовой подход (воркшопы по ландшафту, благоустройство прилегающей территории)
    • слет прогрессоров. Идеи по переустройству пустующих, неудобных горожанам пространств и зданий – в сильные, выразительные, функциональные образы, формирующие новый слой городской ткани.

    Эта схема является своеобразным каркасом, фабулой. Далее же накладываются индивидуальные образы и решения, применимые к данному контексту, знаковым особенностям и потенциалу объектов.

    Но что же, действительно, дал нам — вам! — первый «инстерГОД»?

    Скажите, горожане!

    Оставить комментарий






    Спонсоры: