Живой совет
В начале августа выездной семинар «Локализация» звал городские общественные группы и движения участвовать в своём семинаре – пришли немногие.
Многое могло быть тому причиной, в числе того и неуверенность в собственных силах. Получается, в горожан верят больше, чем верят они в себя сами?
Значит, нужно помочь им в том.
Познакомить с примерами.
Помочь советом.
Петербургский «Живой город», одно из известнейших неформальных градоустроительных движений, готово стать и тем, и другим!
Движение «Живой город» основано в Петербурге в 2006 году, когда впервые возникла угроза башни «Охта-центра», а в центре города было снесено несколько десятков исторических зданий, в том числе – на Невском проспекте.
Движение нигде не зарегистрировано, все его участники – непрофессионалы и работают в других местах, не связанных с охраной архитектуры. Несмотря на это, им удаёется добиваться некоторых результатов. Уже спасены от сноса многие исторические здания в центре Петербурга, предотвращена застройка зеленых зон и постройка новых уродливых зданий в центре города. Некоторые примеры – дом Рогова, дома на улице Полозова, сквер на Съезжинской ул., универмаг «Фрунзенский»; «Живой город» спасал их не один – он тесно сотрудничает с другими общественными организациями, Обществом охраны памятников и местными инициативными группами, которых в Петербурге десятки. Нет такой победы, в которой, кроме нас, не участвовал кто-нибудь еще!
Метод работы движения – контроль за соблюдением закона при сносе и строительстве зданий. Законы Петербурга достаточно жестко защищают город от пагубного нового строительства (они были приняты недавно и при активном участии общественности, в том числе «Живого города»), но не секрет, что чиновники и застройщики часто не соблюдают требования закона, когда к этому не привлечено общественное внимание.
Свежий пример: законы Петербурга запрещают снос исторических зданий (а такими считаются все здания до 1917 года постройки), кроме случаев, когда здание аварийное и эту аварийность невозможно ликвидировать. На это чиновники придумали отговорку: при современных технологиях отремонтировать можно все, поэтому закон не имеет смысла и слово «невозможность» следует понимать как «экономическая нецелесообразность». Очевидно, что при такой трактовке закона Петербург может лишиться сотен ценных зданий.
Для борьбы с этим «Живой город» обращается в прокуратуру, суд, вышестоящие органы власти. И нередко добивается успеха. Кроме того, чтобы привлечь к проблеме внимание общества, мы проводим митинги, флеш-мобы, пикеты и другие акции протеста – но никогда не нарушаем при этом законы.
«Живому городу» очень нужны новые участники, так как домов и скверов под угрозой в Петербурге сотни, и каждый из них требует большой работы. Однако мы понимаем, что ситуация в нашем городе значительно более благополучна, чем во многих других городах России. Поэтому мы поддерживаем появление движений, аналогичных «Живому городу», в других регионах. С ними мы готовы делиться опытом. Конечно, градостроительное законодательство и политическая ситуация в разных регионах отличается, но что-то полезное из опыта других городов можно извлечь – как, например, Петербург сейчас учится на печальном опыте Москвы, где значительная часть исторического центра уничтожена.
Ждем участников и гостей у себя в Петербурге!
Антонина Елисеева, координатор «Живого города»
Контактный телефон ++7 (962) 700 22 16