6 циркулей Восточной дороги; №…, Берлин-Панков

Автор: администратор

XIX век видел и взлёт, и падение циркульной типологии: принципиальная невозможность размещения в однажды построенном депо иных машин, нежели смогли предугадать при его закладке, требовала либо загадывать далеко вперёд — либо искать удачи в открытых к расширению веерных и прямоугольных системах. Последнее циркульное депо Германии, второго руммельсбургского типа, открылось через всего 22 года после пильского образца, в 1893 году.
Депо Панков-Гейнерсдорфа вмещало 24 пути, включая въезд.
Проектировали и строили Батманн и Хорстманн.
Площадь составила 3207 м2, объём 30941,1 м3.


Товарно-сортировочная станция Штеттинской железной дороги была важнейшей перевалочной точкой довоенного Берлина. В 1901 году здесь за циркулем встало веерное депо, в 1909—1921—1923—1924 году её расширяли, после войны — восстановили, в 1961 улучшили, в 1969 перевели с пара на дизеля, в 1970—1980х годах оборудовали для выгрузки стеновых блоков крупнопанельного домостроения: все эти годы и до 1995 под куполом продолжали ремонт подвижного состава.

Два года спустя, в 1997 году, сортировочную станцию закрыли вовсе.

Сходные во всём с руммельсбургскими, и депо и станция в целом гораздо более выгодно расположены: непосредственно у вылетной автомагистрали, с остановками общественного транспорта, с непосредственно примыкающей жилой застройкой, в которой, что за диво, недостовало торговли. Железная дорога сама попробовала себя реконструктором-застройщиком, но безуспешно: градостроительный конкурс 2004 года выиграло прекраснодушное предложение отвода едва ни всех её 250000 м2 под зелёный клин до самого центра города, и зверинец для зубров; намеченный выход торговых и жилых площадей обрадовал муниципалитет, но натолкнулся на противодействие всего райсовета… В 2007 году проект был закрыт.
Депо пустовало.


В 2009 всю территорию, с опционом на циркульное депо, приобрёл под застройку мебельщик Курт Кригер. Его концепция — больше многообразия, квартиры, парк, площадки для отдыха, школа, рынок местных товаров… неминуемый торговый центр и два мебельных магазина. В отреставрированном депо, по одному из вариантов, садово-строительный магазин, по другому — культура и отдых. Проект всё ещё на обсуждении.
Депо всё ещё пустует.


В историю оболочечных куполов и депо XX век вписал немало славных страниц: геоды Бакминстера Фуллера, предвосхищённые Иоганном Шведлером, в канзасском депо «Объединённой цистерновой компании» перекрывают 115,5 м, в спортивно-концертном зале «Полиэдр Каракаса» — все 143 м; некоторые из прежних депо, благодаря изрядной акустике, нашли себя в представлениях и концертах (Лондон), другие стали деловыми центрами (С.-Петербург) (сверху вниз).







Что-то станет с сохранившейся пятёркой из шести депо Прусской Восточной железной дороги?


Использованы изображения, любезно предоставленные Гердом Бёмером, Вильфридом Вольффом и лондонским концертным залом «Раундхаус».

Оставить комментарий






Спонсоры: