«Архитектура — это музыка, застывшая в веках!»

Автор: администратор

Еженедельный обзор Сергея Смирнова «ВЕСТИ-Калининград. События недели», при участии известного писателя и культуролога Александра Попадина, среди достойных упоминания событий Калининградской области отметил и черняховский коллоквиум: «Архитектура, это музыка, застывшая в веках!» Есть ли шанс вернуть былое великолепие уникальному жилому кварталу в Черняховске?

Ведущий: На этой неделе в Черняховске прошел международный коллоквиум, посвященный памятникам архитектуры 20-го века. Точнее их сохранности и воссозданию. В том числе говорили и о тех зданиях, которые строились как жилые дома и являются таковыми до сих пор. В частности, воссоздание жилого комплекса на улице Элеваторной в Черняховске, носившего в свое время название «Пестрый ряд», городские власти и непосредственно сами черняховцы, избрали в качестве пилотного проекта. Все остальные подробности — в следующем материале и комментариях постоянного участника нашей программы, известного калининградского культуролога Александра Попадина.

Александр Попадин: «Мы с вами привыкли, что историческое наследие — это памятники и музеи. Например, областное правительство и губернатор работают в историческом здании. Но мы совершенно не представляем себе, что значит жить в историческом здании. Жить в памятнике архитектуры. В этом смысле Черняховску повезло больше, чем Калининграду. Он практически весь сохранился, и 80% его зданий — это здания исторической застройки. И вот сегодня одному из них повезло — ученые из различных стран Европы собрались обсудить, каким образом можно старое здание 20-х годов 20-го века переподготовить к новой жизни.

Дмитрий Сухин: «Мы пригласили специалистов из Калининградской области, Москвы, Петербурга и Амстердама. У нас будут немецкие гости, которые 30 лет работают над реставрацией жилых массивов, очень похожих на те, что мы имеем на улице Гагарина или по улице Элеваторной. В прошлом году они, хотя не совсем отличаются от наших, были зачислены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.»

Проект «инстерГОД», в рамках которого проходил коллоквиум, подразумевает приезд студентов, архитекторов и реставраторов из Санкт-Петербурга, Казани, Черняховска. А в августе впервые наша страна, а именно Черняховск, будет принимать студентов авторитетной европейской ассоциации архитекторов СЕЗАМ. Но это потом, а сейчас ученые мужи, местные власти и жители города обсуждают несколько невзрачных домов на окраине Черняховска — на улице с запоминающимся названием Элеваторная.

Александр Попадин: «Жилой комплекс на этой улице был построен в 20-х годах Гансом Шаруном, известным немецким архитектором. Комплекс назывался «Пестрый ряд». Один из домов даже имел свое имя – «Дом-корабль». Его торец был оформлен таким образом, что казалось, будто бы этот корабль рассекает своим носом волны. Дом, к сожалению, не в очень хорошем состоянии, но другая часть комплекса сохранилась гораздо лучше.»

Винфрид Бренне: «Эти здания представляют особый интерес, я занялся их изучением 20 лет назад в Берлине. Они очень важны с исторической точки зрения для города и для людей, которые в них живут».

Дома не богатые, что называется эконом-класса. Но даже здесь архитектор постарался придать каждому подъезду свое лицо. И свой цвет, следы которого — даже 90 лет спустя — еще видны на фасаде. Как выясняется из европейского опыта, главная специфика реставрации жилых зданий состоит в том, что сами жители могут быть препятствием или движущей силой этого процесса. С каждым жителем предполагается заключение особого договора, в котором они обязуются сохранять отреставрированные помещения в надлежащем виде, например, не менять деревянные окна на стеклопакеты. То есть без жильцов проблема не решается. И уже многие из них согласны участвовать в этом пилотном проекте.

Ольга Сидоренко: «Появляются хотя бы какие-то перспективы: что улица будет восстанавливаться, возрождаться. Ей будет уделено какое-то внимание. Надеюсь, что жители улицы меня поддержат, по крайней мере, я нашла много единомышленников».

Александр Попадин: «Сегодня Черняховску повезло — сегодня это площадка, на которой обкатываются новые принципы взаимодействия местных и региональных властей. А также служб по охране памятников и инициативных жильцов, которые хотят привести свой дом в порядок и при этом жить не просто в обыкновенном типовом доме, а в доме с историей.»


Столь обширный комментарий и сам не может не быть откомментирован.

К сожалению, Инстербург в Черняховске сохранился далеко не весь. Ему повезло в войну — но лишь оттого, что другим городам повезло гораздо менее.
СЕЗАМ не является «авторитетной европейской ассоциации архитекторов» — это аббревиатура «небольшого слёта европейских студентов-архитекторов», одного из трёх типов мероприятий, проводимых Европейской ассамблеей студентов-архитекторов. Эта, сокращаемая как ЕАЗА, тоже не является «ассоциацией» в смысле некоего жёстко организованного профессионального союза. Скорее, чем-то вроде самоорганизовывающейся летней школы — весьма славной притом.

Впрочем, это мелочи, и мелочи льстящие черняховцу, по сравнению с другой ошибкой: собравшиеся на коллоквиум специалисты вовсе не являются кабинетными «учеными из различных стран Европы» — вовсе нет! Они собрались в город, будучи специалистами-практиками своего дела, имея за спиною, кроме (у кого есть) научных степеней — десятки лет успешных работ по возрождению исторического наследия. Бумажных же трудов, согласитесь, у нас и у самих довольно.

О деталях возникновения жилого комплекса «Пестрый ряд» эта страница рассказывает во всей полноте. Потому не станем смешивать воедино разновременные пласты истории: прозвище «дом-корабль» дали сохранившемуся зданию по нынешней ул. Гагарина — послевоенные жители. Ни единого свидетельства о таком прозвище до войны — нет. Впрочем, имя вполне подходит дому.
Со всей силой возразить следует классификации построек «Пёстрого ряда» по типажу современных агентов продажи недвижимости. В то время Германия подобного не знала — не агентов, а классов. Жильё это называлось «минимальным», и предлагало необходимый санитарный и технический прогресс — без ненужной расточительности. Тем более, что Восточная Пруссия, тогда уже ставшая эксклавом, обширного подвоза позволить себе просто не могла.
Вот интереснейший шпагат для архитектора: имея под рукой все достижения строительной машинерии, легко построить особенный дом. Но лишь особенный архитектор сможет построить такой же, рачительно обойдясь и со средствами заказчика, и с архитектурным словарём — и ни на йоту не потеряв лица своего необщее выраженье.

Шарун, уже в самом начале своего пути в архитектуру, с успехом справился с задачей. Именно в этом, а не в некоем зарубежном примере, от которого мы опять, в который уже раз, отстаём — причина ценности этих построек для нас, сегодняшних; именно потому мы можем и должны у них учиться. В данном конкретном случае, «учиться» значит — «реставрировать».


Здесь также уместно компенсировать маломерность видео-окошка несколькими видами интервью Винфрида Бренне, Георга Васмута, Вильфрида Вольффа, Ангелики Мартенс и Алексаедра Попадина на улице Элеваторной:

comments powered by HyperComments

Спонсоры: