«Любители сохранят депо?»
«Пильская жизнь» знает и ответ на свой вопрос: : «Любители (железных дорог) считают необходимым сохранение памятников Восточной железной дороги», и продолжает: «В ротонде подписано трехстороннее соглашение».
Подписавшие в субботу зарубежные представители: Вилфрид Вольф из Берлина, и Дмитрий Сухин из Черняховска в Калининградской области. Как и подобает истинному радетелю, он и одет в платье девятнадцатого века. Фото: Марцин Мазяж.
Спасёт ли пильское круглое депо, а также несколько других исторических зданий по трассе Восточной железной дороги, международное сотрудничество железнодорожных энтузиастов? Соглашение о польско-немецко-русском сотрудничестве в этой области подписано в Пиле в субботу. — Это соглашение и вообще международное сотрудничество поможет определиться тем, кто до сих пор колеблется и не принимает решений по судьбе этого пространства, — надеется Пётр Циолковский, председатель общества «Окронгляк»: — Немаловажно, что проекты такого рода согласованно идут и в Германии, и в России; центры культуры и туризма встают в странах-соседях, веками конфликтовавших.
Сотрудничество пока ограничивается Пилой, Берлином и Черняховском Калининградской области, продолжает Циолковский: — Не хотелось бы забегать вперёд, но мы надеемся на участие представителей Быдгощи и Тчева.
Строение, подобное пильскому паровозному депо, есть и в Черняховске. — Работа по сохранению его ещё только начинается, идей немало, — говорит российский представитель, инженер Дмитрий Сухин из Черняховска. — Я знаком и с проектами для вашего локомотивного депо; всем им, если хотите, присущ один недостаток, они односторонние. Одни ставят на туризм: замечательно, я только «за», но ведь он сегодня есть, а завтра иссяк — засияло солнце и все ушли на пляж. Другие предлагают строить заводы: тоже хорошо, но и промышленные предприятия как придут, так и уйдут. Есть тому примеры. Третьи говорят о торговле, четвёртые о чём-нибудь ещё, я же думаю, что работать могут и те, и эти элементы, главное, чтобы работали они — вместе. Нас учили думать, что завод — это завод, а туризм — это туризм, но посмотрите на Дрезден. Там в «Стеклянной мануфактуре» собирают самые дорогие «Фольксвагены-Фаэтоны», и туристы специально приезжают смотреть такое чудо. Съездите в Амстердам, на судостроительный завод «Кромхаут» — одновременно и верфь, и музей… Из Германии через Польшу в Россию тянется цепочка подобных гражданских, неформальных проектов. Мы начинаем снизу.
Этой же точки зрения придерживается магистр-инженер Вильфрид Вольфф, председатель берлинской комиссии по охране памятников истории: — Внутри паровозной ротонды может расположиться производство, но также и культура, выставки, гастрономия или туризм. Можно возродить железнодорожные связи, от Саарбрюккена на западе Германии до Черняховска в Калининградской области, и проехать от одного сохранившегося циркульного депо к другому, из Берлина в Пилу, Быдгощ, Тчев и Черняховск. Проблема фондов тоже решаема в сотрудничестве: немало компаний и лиц, заинтересованных в работе здесь, могли бы вложиться и в реставрацию; примером тому «Интерлок», ремонтирующий тут локомотивы. Немногое нужно, чтобы найти и тех, кто завёл бы тут и гастрономию, и что-либо ещё.
В мастерских «Интерлок» ремонтируются локомотивы всей Европы. Фото: Марцин Мазяж.
У Генрика Пальчевского, владельца паровозоремонтного предприятия «Интерлок», две точки зрения на проект, выигравший великопольский конкурс «Re-Vita»: — Как руководитель компании не могу против него не возразить — в нём нашему делу места не предусмотрено. Как пилянин я вижу, сколь значимо это место для всего города — добавляйте сюда, если хотите, современные элементы, кафе или бутики, но только не меняйте основную функцию; лишь при продолжении ремонта паровозов возможны все эти нововведения. Приезжая сюда, вы словно отправляетесь на сто лет в прошлое. Здания не должны быть просто «Интерлоком», мастерской по ремонту паровозов — здесь должно создать единственный в своём роде туристический центр. Мы у реки — устройте причал; организуйте гостиницу, дайте место «Интерлоку» ремонтировать паровые машины и паровик довезет вас до устья, плавайте по Нотець, торгуйте сувенирами… Но если вы уберёте из всего этого единственный ключевой элемент, то получите ещё один заурядный проект — кто за ним приедет в Пилу? Восемьдесят процентов предлагаемого здесь относится к тому, что и так уже делается пильским Домом культуры, Домом молодёжи и Художественно-выставочным управлением, так к чему повторяться? Единственно мобильной сцены в городе ещё нет, но и она сама по себе никого не привлечёт, ведь конкурировать придётся с Египтом и Тунисом, где тысячи пилян сегодня предпочитают оставлять свои деньги. Культура удовольствуется остатками; к тому же мероприятия, возможные здесь, оттянут посетителей из ДК, ресторанов и кафе в других частях города. Не поедет в город турист за большим искусством, будет ждать, покуда оно само к нему придёт. Галерейный туризм — фикция.
comments powered by HyperComments